Совсем недолго осталось до Светлого Христова Воскресения. В церковном календаре в конце пятой великопостной недели мы читаем такие слова: «Суббота Акафиста, Похвала Пресвятой Богородицы». Это удивительно теплый, добрый и радостный праздник, словно первая весть о грядущей Пасхе.
Церковный богослужебный день начинается с вечера. Поэтому в пятницу вечером в храме читают акафист Богородице. В синаксаре (собрание исторических сведений о празднике или о каком-либо святом) этого дня отмечено, что празднование установлено в честь неоднократного избавления Константинополя от врагов.
Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе во Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери, Ее риза и пояс. Но позднее праздник был внесен в уставы монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги.
Во время богослужения в храме священнослужители и прихожане очень торжественно и умилительно поют акафист – особый гимн Богородице. Это самый древний акафист Богородице, единственный предназначенный церковным уставом к богослужению. Именно он послужил образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Господа, Пресвятой Девы, святых и церковных праздников.
В самом названии «акафист» содержится указание на то, что во время его исполнения сидеть не положено уставом. В греческом оригинале акафист состоит из 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Основной темой акафиста является Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. Считается, что Суббота Акафиста являлась своего рода предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы.
На тему акафиста написаны иконы «Похвала Богородицы», главной темой которых является прославление Девы Марии. Она согласно ветхозаветным пророчествам стала Матерью воплотившегося Бога, потому и пишут Богородицу в окружении предвозвестивших Ее пророков.
С тех самых пор, когда случились воспоминаемые в этот день события, прошли столетия. И сегодня мы прославляем Матерь Божию не только и не столько за избавление столицы Византийской империи это. Мы вспоминаем, что Она избавляет всех христиан от врагов – видимых и невидимых. Пресвятая Дева во время Своей земной жизни избегала славы, находясь в тени Своего Сына. И за это Господь увенчал Ее славой бессмертной.
Марина Шмелева