Чистопольская епархия
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Увидеть болезни своей души

Мы продолжаем беседу с епископом Пахомием о покаянии, с которого начинается церковная жизнь. Исповедь – одно из главных Таинств Церкви, может быть поэтому, столько вопросов, сомнений, а порой и откровенных мифов с ним связано. И потому так важно находить ответы.

 

– Владыка, исповедь и Причастие связаны неразрывно? Мне кажется, обязательность исповеди перед каждым Причастием может стать препятствием для начинающего прихожанина в том, чтобы чаще причащаться.

– Формально Таинство Исповеди и Таинство Причастия не связаны друг с другом. Например, у греков такого нет. Я думаю, в нашей Церкви это вызвано тем, что церковная жизнь, особенно в советское время, была разрушена. Многие люди были далеки от Церкви. И поэтому их первый шаг начинался с покаяния. Возможно, это была первая беседа со священником, чтобы помочь человеку получить первые навыки духовной жизни. Просто понять, что это за человек, нет ли на его совести каких-то тяжёлых, может быть даже смертных грехов. Поэтому и появилась такая практика обязательной исповеди.

В наше время, когда священник хорошо знает свою общину, когда в этой общине много христиан и они живут повседневной церковной жизнью, участвуют во всех таинствах, во всех богослужениях, каждый раз исповедоваться перед Причастием не обязательно. Человек причащается просто потому, что сегодня большой праздник, соборная служба, а не потому, что ему есть в чем поисповедоваться.

Но есть и обратная сторона. Мы не всегда идем к врачу, даже если что-то беспокоит, бывает, откладываем свой визит из-за боязни. А вот во время диспансеризации опытный взгляд медика может определить проблему. Так же и с исповедью. Мы можем и не догадываться, а проблемы есть. Так что исповедоваться нужно регулярно.

– Что делать, если после исповеди нет чувства облегчения? А порой даже бывает ощущение, что ты подошел к ней формально и даже становится стыдно за этот формализм. Особенно, если у тебя раньше были яркие, эмоциональные исповеди, которые действительно приносили облегчение.

– Повторюсь, исповедоваться нужно регулярно. Может быть, даже не чувствуя: «Ах, моя душа устремилась в небеса! Ах, раньше всё было так искренне, а теперь нет!» Это обман, это тоже ошибка. Нужно просто регулярно открывать свою совесть, независимо от того, много там греха и страсти или стало поменьше. Господь сказал: «Не убей», и Он же сказал: «Не осуждай». Что ты осуждаешь, что ты убиваешь, и тем, и тем отступаешь от Бога.

Есть, конечно, совсем нехорошие, тяжёлые вещи, но по большому счёту, грех является грехом, не зависимо от того большой он или малый. Потому исповедоваться, повторюсь, нужно регулярно. Разные священники, в зависимости от духовного устроения человека, от его опытности, возраста могут выбрать оптимальной перерыв между исповедями, например, неделю, месяц.

Как правило, первая исповедь очень эмоциональная, глубокая, но не всегда полная. Потом вторая, третья, потом человек за всю жизнь исповедуется. Когда уже приобрёл какой-то опыт, прочитал Евангелие, Закон Божий, картина становится более полной. Он называет какие-то грехи страсти, о которых, может быть раньше даже не предполагал.

Со временем исповедь начинает немного сужаться. Если человек встал на путь исправления, на путь церковной жизни, то исповедь большой уже не будет. Но всё равно – должна быть.

– Когда раз за разом приходишь на исповедь с одними и теми же грехами, понимаешь – ты не исправляешься. Ведь покаяние – это исправление, а у тебя его нет ...

– А Вы хотите всю жизнь следовать определённой страсти, а потом за две недели, за месяц взять и всё исправить? Так не бывает. Это целый жизненный путь. Это долгая дорога, трудный подвиг, серьёзная работа. Она требует порой многих лет.

– Когда ты только начинаешь этот путь, как не впасть в уныние?

– «Держи свой ум во аде и не отчаивайся», – знаменитая фраза преподобного Силуана Афонского. Надейся на Бога, кайся, признавай себя грешником, считай, что ты достоин только адской муки, но не отчаивайся. Потому что всё в руках Божиих. И если у нас что-то получается, это только потому, что Господь нам помогает. Надо на Него надеяться.

Часто мы профанируем исповедь, нам кажется – вот если мы всё чётко, до последней йоты исповедуем, перечислим все мельчайшие движения нашего сердца, души, то прямо очистимся, выйдем младенчиками безупречными, и благо нам будет. Но Богу не это нужно.

Кто первым в Рай попал? Разбойник. И он ведь, по большому счёту, не исповедовал всех своих преступлений, которые за всю жизнь совершил. Наверняка, там было о чём поговорить. Он сказал: «Господи, помяни меня, когда придёшь во Царствие Твое». Вот в этом уникальность христианства. Несмотря на колоссальную глубину и возвышенность – вот такая простота. Богу нужно мгновение, чтобы спасти человека, нужно сердце, вот это чувство, порыв, благодаря которому человек и будет спасен.

Вспомните сорок мучеников Севастийских. Они промучились целую ночь в озере, а стражник увидел их подвиг, сделал шаг и был награжден. Причем эти мученики не просто пострадали, они жили христианской жизнью, подвизались, трудились. Мученический подвиг – это венец их жизни, они подошли к этому дару, к этому страданию и к этой радости спасения. А здесь человек в одно мгновение исповедовал себя христианином. В одно мгновение всё отверг, всё попрал и сделал шаг ко спасению. И Бог его принял.

Беседовала Мария Есина