Чистопольская епархия
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Уроки великого канона

Великим постом – первые четыре дня – в храме читают покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это литургическое творение совершается в наших храмах более 1200 лет.

Автор покаянного канона

Преподобный Андрей жил в конце Vll – начале VIII века. Родился он в Дамаске, в Сирии, был образованным глубоким человеком, в юности принял монашеский постриг, потом отправился в Константинополь, где был рукоположен в диакона, а потом в священника.

Со временем стал архиереем и был направлен на остров Крит, где возглавлял Церковь и наставлял народ на путь спасения. Преподобный Андрей был человеком незаурядных способностей. Он был литературно одарён и составил канон, который со временем получил название великий. Он включает более 250 тропарей – это в десять раз больше, чем те, что мы слышим ежедневно в храме.

Разговор с душой

Вчитываешься в этот удивительный канон, задаёшься вопросом: о чём святитель Андрей собирается нам сказать? Почему он называет себя грешным, к чему эти бесконечные переживания, которые наполняют сердце человека? В каноне приводится бесчисленное количество имён, образов из Священного Писания, Ветхого и Нового Заветов. И самое удивительное, что это не просто пересказ библейских историй. Автор, опираясь на эти события, на личности, которые поминает в каноне, их страсти и их добродетели, переносит в собственную жизнь, пытается понять, насколько его душа соответствует или не соответствует этим образам.

Мы знаем, что нет человека без греха, но спроси любого священника, о чём говорят люди на исповеди: делом согрешил, словом, помышлением, а так – я не хуже других, никого не убил, не ворую, не прелюбодействую. Для верующего человека велик соблазн посчитать себя достойным, потому что мы, как нам кажется, ходим в храм, постимся, поклоны делаем, на коленях стоим, правила читаем, много знаем. Но, на самом деле, мы очень далеки от Евангелия, и преподобный Андрей, как никто другой, хорошо это видел.

Причины внешних бедствий

В каноне Андрея Критского мы можем заметить не только его внутренние духовные переживания, но и исторические параллели. В те времена, когда творил преподобный Андрей, Византийская империя переживала большие перемены, большие испытания. На протяжении нескольких столетий христианство было государственной религией и служило его благу. Сам Византийский император, будучи христианином, назывался благочестивым императором.

И вдруг, несмотря на торжество Православия, стали происходить восстания, войны, государство стало сыпаться. Из-за персидского нашествия Иерусалим почти на 12 лет был потерян для империи. Крест Господень, величайшая святыня, обретённая ещё в IV веке императрицей Еленой, матерью благоверного императора Константина Великого, был потерян.

Император вернул Крест, восстановил свои владения, но через два десятка лет случилось уже арабское нашествие, и дальше на протяжении почти столетия империя очень быстро сокращалась. Религиозная карта Средиземноморья изменилась, и сегодня Алжир, Сирия, Тунис, Египет, бывшие когда-то цветущими христианскими странами, уже мусульманские. И вот видя, что происходят почти апокалипсические события, люди задумались – нет ли какой-то внутренней духовной причины для этих событий? Почему Господь их попускает? Человек неверующий будет в таких ситуациях винить всех и вся. Но человек духовный всегда ищет причину трудностей внутри себя, потому что сердце наше является источником всех бед, грехов, падений и ошибок.

Святитель Андрей как раз был одним из тех людей, кто, видя происходящее во внешней жизни общества, попытался философски, религиозно осмыслить это. И плодом этих размышлений явился великий канон. Он говорит о страстности человека, его несовершенстве и единственном способе исправления – это стремлении к Богу, служении Богу.

Урок для каждого из нас

Прошли столетия, и человечество за это время пережило много разных событий. Когда речь идет о нашем Отечестве, мы тоже можем сказать, что были эпохи взлетов и падений, было время, когда христианство цвело на Руси, и когда Церковь подвергалась жестоким гонениям.

Но всегда и везде остаётся основной принцип: если мы хотим изменения в нашей жизни, мы должны обратиться внутрь себя. Мы должны видеть в своих бедах не кого-то, а именно самого себя. И главная причина бед – отступление от Бога. Это наша лень, косность, несовершенство.

Слушая этот канон, хочется действовать, хочется что-то изменить в своей жизни. И очень важно, что мы выносим из храма, – это желание идти за Христом, исполнять Его заповеди. Поэтому важно вникать, что говорит нам Церковь. А язык Церкви – богослужение.

Очень правильно на таких службах, которые совершаются раз в год, не только делать земные поклоны, но и вникать в текст богослужения. Чтец и хор исполняют канон Андрея Критского на церковнославянском языке, но это не должно нам мешать вникать в смысл текста.

Вслушиваясь в слова канона, можно многое для себя понять, применить в своей жизни. Здесь мы встречаем много ветхозаветных персонажей, например, Авеля, Каина. Не зная Священного Писания, не поймёшь, о чём идет речь. Мы помним, что оба брата приносили Богу жертву, Авель приносил от чистого сердца, а Каин, видимо, надмевался, испытывал гордость, и его жертв не была принята Богом. Так и в нашей жизни. Когда мы собираемся что-то доброе сделать, важно, чтобы эта жертва была от чистого сердца. Такие, казалось бы, простые вещи могут помочь нам измениться, исправиться и обрести спасение.

Епископ Пахомий