Свечи в паникадиле, печное отопление, уютная территория и колодец, напоминающий о народных сказках. Но это не заповедный уголок старины, это центр живого прихода – храм Преображения Господня в селе Биляр-Озеро Республики Татарстан. Храм, связывающий своей историей поколения и остающийся в памяти у каждого, кто посетил его хотя бы раз.
Преображенский храм в селе Биляр-Озеро, Республика Татарстан
Храм – частичка души
Село старинное, основано в самом начале XVII века. Что интересно – численность населения здесь кардинально не менялась на протяжении двух последних веков. Бывает ведь как? Перед революцией – тысячи, во второй половине ХХ века – сотни, в настоящее время – десятки жителей. В Биляр-Озеро иначе – село небольшое, но стабильное. Почему?
– Думаю, потому, что в селе есть, да и практически всегда был, храм, – отвечает настоятель, священник Сергий Егоров. – Так, кстати, не только я, так многие говорят. Сами жители отмечают, что в селе не было каких-то языческих традиций – за советом всегда шли к священнику.
Отец Сергий служит и в сане, и в этом селе пятнадцатый год, это его первый и очень любимый приход. Он еще духовно окормляет несколько сел Нурлатского района, их жители на большие праздники, особенно на престол, стремятся в любимый Преображенский храм.
Отец Сергий с супругой Ольгой и детьми
– Что он лично для меня? – делится батюшка. – Это мой первый храм, в который вложена частичка души. Столько с ним всего связано, столько вложено в него сил, переживаний, сколько порой за всю жизнь в родной дом не вкладывают. Когда в первый раз познакомился с храмом в селе Биляр-Озеро, сразу вспомнил детство, свои первые службы. Сам я из Зеленодольского района Республики Татарстан. В детстве мы с семьей ходили (за 5 километров от дома) в храм Святителя Гурия, архиепископа Казанского, – в село Петъяле Республики Марий Эл. Он очень похож на Преображенский – деревянный, без электрического освещения. Прихожан в нем было столько, что практически невозможно внутрь войти.
Отсутствие электричества и газового отопления в XXI веке вызывает, конечно, вопрос.
– Знаете, я, когда совсем молодым сюда приехал, тоже все поменять хотел. А потом понял, что есть в этом что-то, какая-то своя атмосфера, – отвечает отец Сергий.
Он признается, что и думать не думал, что уедет так далеко – за сотни километров – от родительского дома. Учился в Казани, жил недалеко. А тут – село, и так далеко от родных мест. Батюшке в ту пору было 24 года, его супруге – 18 лет.
– Первое время, конечно, было тяжело. Но люди очень сильно поддержали, я не чувствовал какого-то одиночества. Это особенность чувашей, они все сделают, чтобы священнику было хорошо. И когда мы не так давно попали в автомобильную аварию, нас тоже очень поддержали, – вспоминает мой собеседник, который и не мыслит теперь жизни без села с поэтическим названием.
Столько прожито, столько пережито
Село Биляр-Озеро ведет свою историю с начала XVII века. Его название на чувашском языке звучит «Пÿлер Кÿл», в переводе на русский – «Прозрачное Озеро». Первые чувашские переселенцы из Биляра, старинного города, в свое время входившего в состав Булгарии, взяли с собой и прежнее название.
В дореволюционных источниках Биляр-Озеро известно также как Абрахманово, Степное Озеро, Преображенское. Очевидно, что последнее название селу дал храм, с самого начала своей истории ставший главным украшением Биляр-Озера. Православный приход в селе возник в самом начале XVIII века. Деревянный храм, сохранившийся до наших дней, был построен в 1870-м году по типовому проекту архитектора Константина Тона на месте обветшавшего.
Приходская жизнь, как и жизнь всего села, мало чем отличалась от множества подобных. Разве что чуть более счастливой судьбой в ХХ веке. В 1931-м году власти запретили совершать богослужения, храм закрыли. Комсомольцы-активисты варварским способом сорвали кресты, маковки и колокола. Церковную утварь и иконы не уничтожили, а разобрали верующие села или убрали на чердак.
Здание храма решено было использовать как сельский клуб. Но люди шли туда неохотно – боялись Божьего наказания за святотатство, и потому клуб перенесли в другое место. В церкви стали хранить зерно, а затем несколько лет храм был просто закрыт.
Прихожане в праздник Троицы (1950-е годы)
В 1946-м году, увидев в газете статью о разрешении открывать храмы в СССР, две жительницы села – Анна Яковлевна и Марфа Кузьминична Сиплатовы – поехали в райком партии. Председатель РИКа Логинов вынужден был разрешить восстановить и открыть Преображенский храм. В этом же году силами верующих села и ближайших деревень он был восстановлен. Сюда приносили и привозили иконы и церковную утварь из разрушенных храмов. Зимой 1946 года Преображенский храм вновь начал действовать.
Священник Иоанн Акимов
В послевоенные годы храм был единственным в радиусе 150–200 км, ближайший – в Чистополе. Из Нурлата, Базарных Матак, Черемшан и даже из Ульяновской, Самарской областей, граничащих с Нурлатским районом, приезжали верующие на богослужение.
– Их размещали по домам сельчане, они не только не брали денег за постой, но и готовили праздничное угощение для богомольцев. А детям раздавали в честь праздника пряники. Сейчас эти дети уже бабушки и дедушки, но до сих пор вспоминают и праздники, и паломников, – рассказывает отец Сергий.
Драматична история храмов в советское время, труден и путь их служителей. В летописи прихода бережно хранят сведения о пастырях, который в эти годы несли свое послушание Богу и Церкви. Несли с риском для свободы и жизни, переживали аресты и ссылки, но каждый раз возвращались к Престолу Божию. К примеру, священник Иоанн Акимов прослужил в Преображенском храме с 1956 по 1984 год. А до этого – три ареста, три срока заключения – и спокойная уверенность в выбранном пути. Когда смотришь на старинные фотографии, на лица этих простых, так много переживших людей, исчезают слова, остается лишь благоговейное уважение к их вере и верности.
Трудности и радости сельского пастыря
– Не все, конечно, получается. Но я стараюсь сделать для храма все, что в моих силах. И очень радуюсь, когда Господь приводит сюда людей – прихожан, помощников, – отец Сергий говорит о дорогом храме как о близком человеке, с которым многое связывает. – Сейчас вот один благодетель помогает поменять окна, проблема была – очень продувало, а вот теперь, даст Бог, теплее будет. И не раз бывало, когда мы, ни гроша не имея, начинали миллионные реставрационные или ремонтные проекты, и Господь помогал.
Постоянный приход сельского храма – 30–40 человек, это те, кто стабильно ходит по воскресеньям. По праздникам – 100, на престол из разных сел и районного Нурлата собирается до 120 человек. Сейчас, когда храмы открыты уже во многих городах и селах, костяк прихода постоянный. Но прихожане других храмов помнят, что крестили или венчали их в Биляр-Озеро, что здесь венчались родители. Помнят, как приезжали сюда всей семьей, потому любят Преображенский храм и по сей день.
Это отмечает и епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий, совершая литургию в день Преображения:
– Знаю, что сегодня в храме стоят не только жители села, но и приезжие из других районов, и даже из Самарской области.
Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий с прихожанами в день престольного праздника
Владыка благодарит отца Сергия за многолетнее служение в этом храме:
– Плод труда настоятеля – благолепие храма, но самое гласное – людские сердца, обращенные к Богу. Дай вам Бог сил просвещать людей, трудиться Христа ради, и пусть Господь укрепляет вас на этом трудном, но благодатном пути. Пусть храм развивается, пусть вера и молитва здесь крепнут и множатся.
Но не все так благостно, есть и трудности у сельского пастыря:
– Жители любят храм, если помочь нужно, прямо бегут. Но, к сожалению, для многих он – памятник истории, а не дом Божий. Советское время дает о себе знать. У нас есть старичок один, дядя Петя. Он вот прямо ходит по селу и всех спрашивает: «Почему вы в храм не ходите?» А они ему в ответ: «Вот, ты смог начать ходить, а мы пока не можем».
На литургии всегда есть и хор, и прихожане, а вот на вечерней службе…
– Знаете, бывает, такое уныние нападает, особенно когда на вечернюю службу ну вот никто не приходит, служишь ее полностью один. Тяжело стало, когда умерли регент инокиня Анастасия, алтарник дядя Валериан. Потом постепенно привык.
Отец Сергий с прихожанами храма
Но есть у сельского батюшки и поводы для гордости своим приходом, пусть маленькие, но победы – приучил людей к утрене Великого Пятка, когда читают 12 Страстных Евангелий, человек 40 на нее приходит. А чин Погребения Плащаницы в Преображенском храме служат ночью, затем переходят к часам, вечерне, литургии Великой Субботы. «А потом, следующей ночью, – Пасха?» – удивляюсь стойкости пастыря и прихожан. «Дело привычки, – объясняет отец Сергий, – днем поспал – и опять на службу». Он планирует издать буклет о прошлом и настоящем любимого храма, провести в престольный праздник фестиваль у его стен. Не задумывается о том, что будет дальше с приходом в очень небольшом селе. Просто верит – Господь Сам позаботится о храме, освященном в честь Его Преображения, как было раньше и как, даст Бог, будет и впредь.