Чистопольская епархия
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

С Чаши Господней начинается жизнь

Причастие Христовых Таин – основание нашей духовной жизни, самое важное таинство для христиан. Поэтому подготовка к нему вызывает множество вопросов у наших читателей. Некоторые из них мы задали секретарь епархиального управления священнику Виктору Тихонову во время беседы с прихожанами Никольского собора.

 – Отец Виктор, порой, готовясь к Причастию, ловишь себя вот на чем. Надо исповедаться, начинаешь в себе копаться и, чувствуешь себя все хуже и хуже. А где же радость? Получается, постоянный поиск грехов ввергает в уныние.

– Причастие – это основа основ всей нашей жизни, можно сказать, вопрос жизни и смерти. В древности, когда была основана наша Церковь, любое действие, любой шаг, будь то рождение, создание семьи, болезнь, смерть, не обходились без Причастия. Человек соединялся Христом во все моменты жизни: и в радости, и в печали. И не было такого: «Я подготовился сегодня – причащусь, а завтра не подготовлюсь – не причащусь».

Правило ко Причастию, многодневные посты перед ним появились только потому, что сам человек стал постепенно уходить от церковной жизни. Если сегодня не сказать  человеку, что нужно три дня поститься, помолиться, поисповедоваться, он никогда этого и знать не будет. Он открывает последование к исповеди святителя Игнатия (Брянчанинова): «Столько оказывается грехов! Ух, ты!»

Что касается воцерковленных людей, входящих в общину храма, я не верю, что кто-то не готов сказать: «Господи, я с Тобой». Для нас с вами жизненно важно идти ко Причастию. В подготовке важно не формальное перечисление грехов, а покаяние. Процесс покаяния начинается не тогда, когда вы пришли к аналою, а гораздо раньше.

Бывает так, что не знаешь в чем каяться. И не нужно ничего придумывать. Эти два таинства – Исповедь и Причастие – в традиции многих Поместных Церквей разделены. Это разные таинства. Объединять их – русская практика. Но подходить к ней надо с рассуждением. Если я вчера, позавчера или неделю назад, был на исповеди и, в принципе, мне нечего сказать, нужно уметь поставить точку. Испросить благословение у священника и причаститься.

«Если не исповедуюсь, буду недостоин Причастия, я с грехами пойду причащаться», – думают некоторые. Я вас уверяю: даже если вы покаетесь, все равно пойдёте к Чаше с грехами, только с другими, которые вы не вспомнили. Милость Божия сходит не потому, что кто-то достоин, а кто-то не достоин, а по любви Божией.

Господь даёт человеку драгоценный Дар, а он находит кучу поводов, чтобы ответить: «Господи, сегодня, нет, я не могу». Это неправильно! Почему в деревнях, где редко совершают богослужение, переживают, когда нет Литургии? Потому что для них, в суете повседневной жизни, придти на Литургию помолиться, значит, ощутить другое дыхание. Они делают  что-то – сажают в огороде или кормят скотину – и говорят: «Если Господь благословит», «Господи благослови». Это замечательно – каждое действие своё совершать, восхваляя Бога, с Его благословения.

– Как поститься перед Причастием, если к Чаше подходишь часто?

– У каждого силы и здоровье разные. В настоящее время есть правило общецерковное – для тех, кто постится во все многодневные посты и каждую среду и пятницу, можно поститься один день перед Причастием, добавляя его к среде и пятнице.

Для тех, кто имеет определенные сложности со здоровьем или занят тяжелым физическим трудом, можно поститься полдня. То есть завтрак в субботу не постный, а во второй половине дня – постная пища. Допустим, мы причащаемся три дня подряд – постом или в праздники, что же все три дня поститься?

Грустно видеть, как во время сплошных седмиц, когда вообще не постятся, нет ни одного причастника. А на службе в храме 20, 30 человек. Что мешает подготовиться, прочитать правило?

 – Как часто нужно причащаться?

– Причащаться нужно постоянно – каждое воскресенье, в дни праздников. Особенно тем, кто не обременен тяжелым физическим трудом на работе, кто имеет силы, здоровье, возможность приходить в храм.

Если мы имеем силы, имеем желание быть со Христом, нужно идти ко Причастию. Всё остальное не настолько важно в нашей жизни. С Чаши Господней начинается вся наша жизнь. Почитайте проповеди всех святых отцов первых веков – они только об этом и говорят. Потому что это крайне важно, чем человек себя наполняет.

Что дает регулярное, частое Причастие? Ты живёшь ожиданием Христа, встречи с Ним. Это сильно влияет на всю жизнь – ты очень стараешься не грешить. Сама мысль о том, что предстоит соединиться со Христом, наполняет и греет.

Скоро Великий пост, а затем Страстная седмица – Великий Четверг, Великая Пятница, Великая Суббота, Пасха Господня. Как можно в эти дни не причащаться? Ведь ты со Христом всё переживаешь. А когда человек стоит в стороне как наблюдатель, это неправильно.

Нужно воспитывать в себе литургическое ощущение жизни, так начинается духовное развитие. Господь даст Духа Святого, который будет наполнять вас, ваше сознание, ваше сердце. Не все могут жить в монастырях, подвизаться. Но все мы можем стать тружениками ради Христа.

Подготовила Мария Есина