Писание и Предание – основа Церкви, тот фундамент, на котором веками созидается ее жизнь. Есть то, что можно записать и оформить, а есть некое дыхание жизни, которое можно только передать – от наставника к ученикам, от старших к младшим. Так было во времена апостолов и великих святых, так есть и сегодня у нас – простых мирян, для которых важно видеть и говорить с теми, кто жил в Церкви в непростом и драматичном ХХ веке.
Воспитанница Успенского монастыря
Справа – инокиня Ираида, слева – инокиня Агриппина
Каждый раз при встрече, разговоре и даже при простом обмене улыбками с Галиной Васильевной Кузнецовой чувствуешь вот эту невидимую ниточку предания. Прикасаешься к духовному опыту, в основе которого – наследие ее духовных наставников и наставниц. Галина Васильевна много десятилетий живет в Чистополе и не мыслит своей жизни вне храма. Точнее сказать, вне Церкви – с ее богатым литургическим наследием, святыми и не прославленными тружениками.
Она сама – настоящая легенда этого небольшого, но почитающего свою историю городка в Республике Татарстан. Но, по свойственной ей и неподдельной скромности, легендой себя не считает. Легендарны для нее дорогие батюшки, многих из которых она проводила в мир иной, сохраняя и передавая память о них. И сестры Чистопольского Успенского женского монастыря.
Среди матушек, как называет их Галина Васильевна, имя инокини Ираиды (Раисовой) выделяется особо. Этой удивительной инокине, которая по всем законам обычного хода дел должна была скончаться младенцем, Господь судил другое: стать хранительницей монашеских традиций и духовной наставницей в непростое время гонений на Церковь. Она не просто смогла выжить и вытерпеть, она побеждала этим терпением.
Будущая инокиня родилась в 1904 году болезненным и слабым ребенком, близкие опасались за ее жизнь. В самом раннем младенчестве девочка потеряла мать, и отец, понимая, что не сможет выходить ребенка, принес ее игуменье Чистопольского женского монастыря на воспитание. Обитель стала для девочки родным домом, тут она не только окрепла и выросла, но и раскрыла данные Богом таланты. У Ираиды был сильный и красивый альт, ее послушанием стал труд на клиросе.
Надо сказать, что Успенский монастырь был относительно молодым, не выделялся среди прочих обителей края ни древней историей, ни богатством, ни многочисленностью. Учрежден он был 24 марта 1864 года по ходатайству чистопольского купца Ивана Дмитриевича Полякова, внесшего большой вклад на строительство и обустройство, в том числе и по завещанию своего отца – купца Дмитрия Андреевича Полякова.
Чистопольский Успенский женский монастырь. Разрушен в 20-е годы ХХ века, ныне сохранилось лишь несколько монастырских построек
23 мая император Александр II подписал указ об открытии нештатного трехклассного общежительного женского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором говорилось, что монастырь должен быть «примером подвижнической жизни и трудолюбия, соединенных со смирением и послушанием, влиять на раскольническое население, составляющее значительный контингент Чистополя».
Монастырь был довольно скромным по размерам – в 1905 году в нем подвизались 19 монахинь во главе с игуменией, 13 послушниц и 125 белиц. Для сравнения – в Лаишевском, Мензелинском, Бугульминском монастырях было более чем по 300 человек в каждом.
Лишенные родной обители
Подавляющее большинство сестер Успенской обители были до прихода в монастырь простыми крестьянками Чистопольского уезда и мещанками города Чистополя. В монастыре они продолжали вести трудовую жизнь – работали на скотном дворе (в обители была ферма на 30 коров), в огороде, косили сено. Сестры ухаживали также за больными и старушками в богадельне, сами носили кирпичи во время строительных работ. Но для большевиков они все равно стали идеологическими врагами, а монастырь, многие годы бывший украшением города, подлежал уничтожению.
Инокиня Ираида – в нижнем ряду крайняя справа
В 1920-х годах обитель закрыли, кирпич с разрушенных храмов и келий использовали при строительстве зданий судоремонтного завода, который занял территорию монастыря. Многих сестер расстреляли, кого-то посадили, остальные разбрелись по Чистополю и окрестным селам. Выживали они, как могли и где могли, не изменив своему монашескому призванию. Объединяясь в группы по нескольку человек, сестры селились на квартирах и не прекращали молитвенного делания. В то время все храмы Чистополя были закрыты, действовал лишь Свято-Троицкий храм села Чистопольские Выселки.
А что же героиня нашего рассказа? Ей удалось и выжить, и сохранить монастырские традиции для последующих поколений чистопольцев. Вот какую интересную историю, повествуя о судьбе своих предков, рассказывает краевед Максим Наумов:
«Моя покойная бабушка, Наумова Людмила Ивановна, Царствие ей Небесное, передала рассказ своей свекрови Наумовой Марфы Капитоновны, матери моего деда, фронтовика Наумова Федора Васильевича.
В 1923 году, в холодное время года, разорили Чистопольский женский Успенский монастырь. Дом прабабушки был рядом с Чистополем – в Чистопольских Выселках. И вот как-то утром пошла прабабушка покормить корову с лошадьми и услышала чей-то плач в сарае с сеном. Это оказались пять юных инокинь монастыря (Ираида, Агриппина, Феодосия, Анастасия, Ксения) – их красноармейцы выгнали из кельи в чем были, в легких рясках. Идти им было некуда. Прабабушка Марфа пустила их в дом, велела тихо сидеть за печкой. Вечером пришел прадед Василий Данилович Наумов, он возил на лошадях пшеницу в Казань. Прадед хотел залезть погреться на печь, но прабабушка не пустила – лук сушится.
Но ночью девчонки бегали известно куда и обнаружили себя. Тогда прадеду в ноги бухнулась самая резвая, будущий регент инокиня Ираида Раисова (Раечка ее все звали): мол, Василь Данилыч, только не прогоняй, некуда идти нам. Прадед их оставил, а по весне забил двух кабанов и поставил им небольшой домик на Каме, в районе Водники. Там они потом и жили, стегали одеяла, а как открылась Казанская церковь на кладбище, пели в хоре. “Черничками” их все звали.
А дед мой – Федор Васильевич Наумов – до войны им колол дрова и носил воду. Видимо, поэтому по их молитвам он прошел всю войну, был в плену. А потом женился на моей бабушке Людмиле Ивановне Захаровой».
Инокиня Ираида (Раисова) в центре
От Успенской обители к Казанскому храму
Великая Отечественная война внесла свои коррективы в планы воинствующих безбожников, изменила она и церковную жизнь в Чистополе. Активной участницей этих изменений стала инокиня Ираида и сестры ее родной обители.
В самом начале войны Московская Патриархия, которую возглавлял митрополит Сергий (Страгородский), была эвакуирована в Ульяновск. В то время инокиня Ираида управляла там архиерейским хором. Ее прекрасный голос, а более того – трудолюбие, благоговение и строгое исполнение устава высоко оценил владыка. Когда линия фронта отодвинулась на запад и пришло время возвращаться в Москву, митрополит Сергий предложил инокине поехать с ним. Но она отказалась – нужно было возрождать веру на родной земле.
Инокиня Ираида возвратилась в свой родной Чистополь, к стенам любимой, хоть и поруганной обители. Но не для того, чтобы оплакивать прошлое, а для того, чтобы возрождать и созидать будущее. В 1943 году по указанию Сталина Церкви стали возвращать храмы, открыли Троице-Сергиеву лавру и духовные школы. В это же время инокиня Ираида и сестры обители стали ходатайствовать об открытии в Чистополе храма в честь Казанской иконы Божией Матери на Авдеевском кладбище. Их молитвами и стараниями город обрел наконец храм, который сегодня является настоящим памятником той непростой эпохи.
В Казанском храме после войны
Традиции и память в наследство
На первых после открытия храма фотографиях, сделанных в 1940-е годы, мы видим одного священника (к сожалению, имя его не сохранилось) с боевыми наградами на груди и диакона Николая Никольского с группой сестер чистопольского монастыря. Есть среди них инокиня Ираида – бессменный, на протяжении 30 лет, регент Казанского храма.
Она создала прекрасный смешанный восьмиголосный хор, в котором пели и монастырские сестры, и чистопольцы, получившие музыкальное образование еще в дореволюционных гимназиях. Левым хором руководила Анна Ивановна Захарова. Он был создан в 1950-е годы, когда в Чистополь начали приезжать сельские певчие. В этом хоре пели певчие сельских порушенных храмов из Черемухи, Новошешминска, Петропавловки, Архангельска, Екатериновки и других. Это была плеяда сельских певчих – настоящих самородков.
Инокиня Ираида отошла ко Господу 30 ноября 1976 года. Схоронили матушку 2 декабря в ограде Казанского храма, где и сегодня можно помолиться у ее могилки.
– 3 декабря, в канун Введения во храм Пресвятой Богородицы, ее хор пришел на всенощную, – рассказывает Галина Васильевна Кузнецова. – Певчие не могли без слез и рыданий совершить эту службу, все прекрасно чувствовали, что осиротели. Не стало для всего певческого коллектива родной матери. Вот такой была она, инокиня Ираида, и чистопольцы каждый год в день ее кончины приходят на могилу. А те, кто трудится на клиросе, по-прежнему просят ее помощи.
В наследство мать Ираида оставила свой помянник. Всех усопших (а это все батюшки, монахини, инокини из чистопольского монастыря), записанных в эту маленькую книжечку, и сегодня поминают на панихидах и в домашних молитвах чистопольцы.
К Богу и Церкви – с большой любовью
Галина Васильевна Кузнецова проводит экскурсии
– Были времена, когда богослужебные тексты приходилось переписывать в тетрадку от руки. Это делали бабушки, которые спасли церковную жизнь от окончательного разрушения в период гонений. Они смогли достойно пережить этот тяжелый период лишений и притеснений, смогли все выдержать. В этом большая любовь к Богу, Церкви и людям. Сегодня мне посчастливилось увидеть пример этой верности на нашем клиросе. Канон Божией Матери читали именно с такой тетрадки, он кропотливо и разборчиво написан нашими бабушками, – поделился клирик Казанского храма священник Димитрий Яковлев.
Это письменное свидетельство, а устное продолжает нести Галина Васильевна. Она помнит даты кончины многих верующих чистопольцев, просит батюшек помолиться на их могилах, с радостью рассказывает об истории любимого храма.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери г. Чистополя в наши дни
Первые Никольские образовательные чтения, как и Международные Рождественские, посвятили в 2023 году теме «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». И совершенно естественно, что одной из участниц стала Галина Васильевна Кузнецова, сохраняющая молитвенную память о православной истории города и традициях богослужения. В день открытия епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий наградил ее медалью священномученика Михаила, пресвитера Чистопольского, III степени.
Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий вручает награду Галине Васильевне Кузнецовой
– Мне очень дороги наши церковные традиции, я переживаю за то, кто сможет продолжить их в будущем, кто наполнит наши храмы. Уже скоро я уйду в иной мир и встречу там наших дорогих батюшек, матушек. Хочется дать им добрый ответ о наследии, которое они нам с вами оставили, – слова Галины Васильевны порождают глубокие размышления. О прошлом, о настоящем в церковной жизни. И об ответственности каждого из нас.
Марина Шмелева