Чистопольская епархия
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Человек-эпоха

В далёком 1976 году тёплым майским солнечным днём на Чистопольскую землю ступил игумен Сильвестр (Кульков). Батюшке было 40 лет, он имел уже пастырский и жизненный опыт. Но еще 40 лет предстояло ему прослужить и 45 прожить в нашем городе. Период этот можно назвать эпохой для церковной жизни города. Да и сам он, много сделавший для храмов и приходской жизни, стал настоящим человеком-эпохой.

Духовные маяки

Иерейская хиротония отца Сильвестра состоялась 14 октября 1971 года в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Никольском кафедральном соборе в Казани. Ее совершил архиепископ Казанский и Марийский Михаил.

Местом пастырского служения батюшки стал храм Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновки – единственный в те времена в окрестностях Йошкар-Олы, столицы Марийской республики. Здесь отец Сильвестр прослужил четыре с половиной года. Определением следующего архипастыря – епископа Пантелеимона – он в 1976 году был назначен настоятелем Казанской церкви в Чистополе.

Вспоминая советские времена почти 50-летней давности, нужно сказать, что храмы тогда были как духовные маяки – по одному на сотни, а порой и на тысячи километров. Казанский храм в нашем городе был форпостом Православия в Закамье. На территории современной Чистопольской епархии был еще только один храм – в с. Биляр-Озеро в Нурлатском районе, довольно далеко от Чистополя. Следующим храмом – уже в дальнем Закамье – был Иоанно-Предтеченский храм в с. Костенеево Елабужского района.

Благословение святителя Николая

Промыслительно, что первое богослужение в Чистополе отец Сильвестр совершил в праздник святителя Николая Чудотворца, в день перенесения его мощей в Бари. Святителя Николая широко почитали верующие чистопольцы. До революции город украшал Свято-Никольский собор. Был и Никольский придел в Успенском храме нашего Чистопольского женского монастыря.

Вечером 21 мая в Казанском храме состоялось торжественное всенощное бдение. Храм был просто переполнен народом, который заполнил весь притвор, стоял у северных и южных открытых настежь дверей. На полиелее помазание богомольцев закончилось уже на первом часе.

В храме пели два хора. Правым руководила уже в течение 30 лет инокиня Ираида (Раисова) – одна из насельниц нашего монастыря. Этот восьмиголосный хор состоял из сестёр обители и чистопольцев, получивших музыкальное образование ещё в дореволюционных гимназиях. Левым хором руководила Анна Ивановна Захарова. Он образовался в 50-е годы, когда в Чистополь начали приезжать, чтобы поднимать своих внуков, сельские певчие. В этом хоре пели певчие сельских порушенных храмов из Черёмухи, Новошешминска, Петропавловки, Архангельска, Екатериновки и других. Это была плеяда сельских певчих – самородков русской земли.

21 мая по пасхальному ликующе прозвучали на катавасию ирмосы Пасхи композитора А.Л. Веделя и праздничное «Христос воскресе» Е. Потеряйко. 22 мая, в сам праздник святителя Николая, в переполненном народом храме состоялись две Литургии. В конце поздней Литургии был совершён праздничный молебен святителю Николаю с акафистом на распев. Припев «святителю отче Николае, моли Бога о нас» едиными устами пел весь храм.

Отец Сильвестр был приятно удивлён такому широкому почитанию этого дня: «Многое здесь, в глубинке, вы сохранили. Какое же народное почитание святителя Николая у вас», – отметил он в проповеди. Общегородское торжество принесло ему с первых дней служения на нашей земле радость и вдохновение, столь необходимые в настоятельских и пастырских трудах.

Непростое служение пастыря

Нагрузка на пастырей в те времена была огромной. Со всех районов приезжали к батюшке люди с различными вопросами. В храме строго исполняли круг суточных и годовых богослужений, было множество треб. Во все воскресные и праздничные дни обязательными были две Литургии.

В штате храма постоянно было три священника и диакон. В те времена священников постоянно переводили с прихода на приход, чтобы они не оказывали влияния на людей. К примеру, в один из годов в 70-е на приходе сменилось семь диаконов. Вот такой была кадровая политика уполномоченных по делам религии того времени. Постепенно отец Сильвестр обживался, вникал в приходскую жизнь, находя общий язык с власть предержащими и с церковным советом, который в те времена возглавляли старосты.

В конце 70-х годов наступило в советском государстве какое-то мизерное потепление к Церкви, ее служителям и прихожанам. Мизерными шагами стала меняться кадровая политика уполномоченных, на приходах замедлились ранее очень частые перемещения священников.

Проповедь на разных языках

В конце 1977 года по благословению архиерея к нам в приход был назначен отец Михаил Чурашов – очень серьёзный, испытанный жизненными невзгодами, глубокой веры человек. Прослужил он у нас 13 лет. Это был батюшка-пчёлка, для которого, казалось, не существовало понятия времени. Часто ночами он садился на свой мотороллер, уезжал в район или по городу, исполняя свои пастырские обязанности. Ведь днём совершение треб было не безопасно – как для священника, так и для прихожан.

На протяжении нескольких лет отец Михаил переводил Священное Писание на свой родной язык. По национальности он был кряшен, в приходе служил отец Николай Сиплатов – чуваш. Отец Сильвестр был русским. Так сложился наш «приходской интернационал».

Годы совместного служения этих трёх священников послужили притоку новых прихожан в наш Казанский храм. Люди этих национальностей, которых на территории нашей современной епархии очень много, ехали в Чистополь. Особенно это ярко проявлялось Великим и летними постами. После богослужения под берёзками во дворе храма можно было слышать молитвы, которые с глубокой верой и благоговением пели и читали на русском, кряшенском, мордовском и чувашском языках. Всё это было очень трогательно и неповторимо.

В большинстве своём эти люди были из сельской местности и пенсионного возраста, которые готовились предстать на суд Божий. Со страхом Божиим, с реками слез, они исповедовались на своём родном языке, изливая перед священником свою душу, омывая слезами свою греховную скверну. Это надо было видеть и чувствовать. Для молодых прихожан это были важные жизненные уроки, пример глубокой и живой веры.

Такую вот миссионерскую работу отец Сильвестр смог – негласно, прикровенно – в те далёкие ещё от свободы времена организовать на приходе…

Возрождение кафедрального собора

15 марта 1990 года решением Чистопольского совета народных депутатов Казанской кладбищенской церкви, которую возглавлял отец Сильвестр, был возвращён наш городской Николаевский собор. Он был закрыт с 1936 года, но, слава Богу, остался целым. В соборе размещались складские помещения и его не успели уничтожить.

В этом году исполняется 185 лет со дня основания кафедрального собора – жемчужины нашего города. Отцу Сильвестру предстояло превратить эту некогда общегородскую святыню, славу и гордость чистопольцев, доведённую до мерзости запустения, в визитную карточку города. Батюшка был уже не молод, ему шёл пятьдесят пятый год – тот возраст, когда понемногу человеческие силы начинают покидать своего хозяина. Но взялся он за это богоугодное дело со страхом Божиим и с великой ответственностью.

Прошло уже 13 лет, как он впервые приехал в Чистополь и на весенний праздник святителя Николая совершил у нас первое богослужение. И вот теперь святитель вверяет ему в руки и наш городской собор. Как не содрогнуться, зная свои слабости и немощи? Но что невозможно человеку, возможно Господу и Его святым угодникам. В вестнике нашей Казанской духовной семинарии отец Сильвестр рассказал об этом. Город наш небогатый, но в то время были ещё градообразующие предприятия. Одно из них – часовой завод с мировым именем. Благодаря заботе директора В.В. Цивилина собору была оказана очень существенная помощь.

В 2000 году за одно лето вознеслась ввысь колокольня. Вновь засиял крест над собором, возвращая ему первоначальный облик. На колокольне были установлены девять колоколов, изготовленных в Москве, и храм приобрел свой голос. Над городом и водной гладью Камы стал разноситься прекрасный колокольный звон, собирая всех чистопольцев на богослужения.

Работы продолжались двенадцать лет, и еще тринадцать отец Сильвестр прослужил в соборе, став за четверть века его  почётным настоятелем. За возвращение к новой жизни Никольского собора батюшка был награждён медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени.

 

Галина Кузнецова

(размещается в сокращении)