Чистопольская епархия
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Таинство Соборования – исцеление души и тела

Два раза в год во время многодневных постов в храмах Русской Православной Церкви по традиции совершается Таинство Соборования. О духовном смысле этого Таинства и о том, как к нему подготовиться рассказывает клирик Никольского кафедрального собора города Чистополя иерей Николай Андриевский.

– Отец Николай, что такое Соборование?

– Соборование или Елеосвящение – это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов, ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех – болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди). Совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по Уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь – символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии.

После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином – то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником – с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

– В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

– Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) – ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком.

Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Мало кто из живущих в наше время может считать себя физически абсолютно здоровым, даже при отсутствии тяжких заболеваний. Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии. Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях.

– Как нужно готовиться к Соборованию?

– Специального приготовления к Таинству не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин. Потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, с большей для себя пользой и пособоруется.

– Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», – что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?

– Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования?

– Елей можно употреблять внутрь, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно.

Благодарим Вас за беседу, отец Николай. Что Вы пожелаете нашим читателям в дни Рождественского поста.

– Хотелось пожелать всем нам хранить мир душевный, каяться в своих грехах, никого не осуждать, сконцентрироваться на делах милосердия и любви. В этом и есть цель настоящего христианского поста.

Таинство Соборования органично вписывается в цель поста, то есть покаяния, так как во время Соборования мы молимся о прощении грехов, в том числе нами забытых, но которые, так или иначе, сказываются на нашей духовной жизни и жизни наших детей и близких. Поэтому в дни Рождественского поста очень важно участвовать в трех Таинствах Церкви: Исповеди, Евхаристии (Причастии) и Таинстве Соборования.

Беседовала Елена Архипова