Чистопольская епархия
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Время обретать святыни

Проста и скромна была Дева Мария при жизни, всегда находясь в тени Своего Сына. В Евангелии о Богородице совсем немного строк. Но зато после Ее слава превзошла всех дев и жен вместе взятых. Десятки икон явлены и написаны по всему миру. Одни – всемирно известны, другие – почитаемы лишь в определенной местности. Но история каждого образа начинается с проявления Ее материнской любви и заботы людях. Вот, к примеру, Ахтырская икона Божией Матери из поселка Алексеевское республики Татарстан…

Странствия Ахтырского образа

«Это главная святыня нашего храма, нашего поселка. Ее удивительная история записана в “Летописи Воскресенского храма села Алексеевского”, составленной в 1891 году», – рассказывает нам Любовь Ивановна Абрамова, прихожанка и приходская сотрудница. Любовь Ивановна долгие годы возглавляла музей родного края в поселке, много сделала для его развития. И потому старина для нее живая, протягивающая невидимые нити в наше сегодня и дающая надежду на завтра.

Алексеевский образ – список с чудотворной иконы, явленной 15 июля 1739 года в селе Ахтырка Харьковской губернии благочестивому служителю Покровской церкви. Во время сенокоса отец Даниил увидел яркий свет от иконы, а затем обрел и образ Богородицы. Потрясенный священник отнес икону домой и, вероятно, через некоторое время позабыл о чуде.

Так прошло три года. Затем Богородица во сне явилась отцу Даниилу и повелела очистить образ, украсив его должным образом. По указанию Божией Матери водой от омовения иконы священник напоил страдавшую от лихорадки дочь. Получили избавление и другие лихорадочные, испившие целительной влаги.

Вскоре икону поместили в храме, и здесь она была прославлена новыми чудесами. По приказу императрицы Елизаветы Петровны трижды назначали расследования, опрашивали людей из разных мест, испытавших проявление благодатной силы. На основании их показаний в 1751 году Святейший Синод постановил почитать Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.

В 1768 году на пожертвования императрицы на месте явления иконы Божией вместо простой сельской церкви был построен величественный Покровский собор, в котором икона находилась вплоть до её похищения в 1903 году. Затем образ оказался в Харбине и был приобретён С.А. Степановым. В 1950 году сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал её Комитету Русской Православной молодёжи как благословение. В июле 2010 года Президент РФ Д.А. Медведев передал чудотворный образ Божией Матери, незадолго до этого приобретенный на аукционе, в Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт Петербурга.

Иконография этого необычного образа восходит к иконам, написанным под влиянием живописи Ренессанса греческими мастерами, осевшими в Италии после падения Константинополя в 1453 году. «Ахтырской образ напоминает нам о том, что Матерь Божия претерпела те же муки, что и Спаситель, – пояснил во время богослужения в обители отец Димитрий Ерин. – По слову старца Симеона Ее душа была пронзена тем же орудием, что и плоть Спасителя. На иконе изображена совсем юная Богородица рядом с Распятием. Муки, которые Она претерпела, наделили Ее даром ходатайствовать за наши души и спасать их».

Образ, чудом спасенный от поругания

Вот с одним из случаев такого ходатайства и связана история чудотворного образа в селе Алексеевском Казанской губернии. До разорения храма в местном ряду центрального иконостаса, рядом с Царскими вратами находилась Ахтырская икона Божией Матери, богато украшенная серебряной ризой и золотом. Сельчане не знали даты написания образа, но зато широко была известна чудесная история, произошедшая в 1816 году.

Степан Григорьевич Богомолов, один из старожилов храма, рассказал: «Когда мне было 17 лет, я жил в Рыбной Слободе в работниках. Рядом жила бедная вдова Бакирова с единственным сыном моих же лет – Алексеем. Скоро мы с ним познакомились и сделались товарищами. Вдруг товарищ мой, Алексей Бакиров, захворал, и так сильно, что у него отнялись ноги, и он лежал без движения с полгода»

«Это была бедная вдова, ей некому было помочь, кроме Господа и Матери Божией. Много молились они с сыном, прося о помощи», – подчеркивает Любовь Ивановна. И вот однажды Алексей, проснувшись рано, разбудил мать: «Матушка! Ступай поскорее в село Алексеевское, отыщи там Тишичкина, выпроси у него икону Божией Матери и принеси её сюда ко мне. Приложусь я к этой иконе и поправлюсь, встану на ноги».

С надеждой на чудо страдающая за сына мать пошла в Алексеевское. И, действительно, нашла крестьянина по фамилии Тишичкин из старообрядческой семьи. «Мать попросила отдать ей ненужную икону. И Тишичкины вспомнили, что есть такая – служит крышкой на ларе с зерном», – продолжает рассказ наш экскурсовод. Очевидно, что икона, написанная под влиянием западным канонов, старообрядцев не интересовала.

Образ Божией Матери был сильно испачкан, поэтому Бакирова остановилась у ручья и омыла его. Многие сельчане вышли встречать икону Богородицы к Слободскому перевозу, перевезли её и внесли в дом Бакировых. Как только этот стихийный крестный ход подошел к дому, Алексей приподнялся и сел, а когда внесли образ в избу – больной твёрдо встал на ноги.

О случившемся в селе чуде рассказали приходскому священнику и попросили его на дому отслужить всенощное бдение и молебен. А наутро внесли икону в храм для всеобщего почитания. Несколько дней сельчане радовались – благодарили Бога и Божию Матерь, служили молебны и получали поддержку и утешение.

Однако алексеевцы, услышав о чудесном исцелении, потребовали возвращения Ахтырской иконы Божией Матери. Жители Рыбной Слободы смиренно покорились и с большими почестями проводили образ, о котором мало кто знал и пекся раньше, в обратный путь. «Всё село вышло навстречу Ахтырской иконе Божией Матери версты за четыре. Когда несли эту икону и поставили её в церковь, несколько дней кряду было молебствие и при этом много было исцелений. А на том самом ручье, на котором Бакирова вымыла взятую у Тишичкина икону, вскоре поставили часовню и вырыли колодец», – читаем мы в летописи.  

Время разбрасывать и время собирать

Трагедия православной России в ХХ веке – сколько не думай, не поймешь ее до конца. Десятилетиями молились алексеевцы в Воскресенском храме у чудотворной иконы. Но пришло богоборческой время, и закрыли, а затем и разрушили они главное украшение своего села. Исчезла и чудотворная Ахтырская икона Божией Матери.

Колодец же исправно служил людям до 70-х годов, в то время как  часовня была разрушена еще перед Великой Отечественной войной. Затем и  колодец зарос кустарником и крапивой, некогда святое для жителей края место превратили в свалку.

«Но приходит время собирать камни. Пришло оно, слава Богу, и в наш поселок. Мы стали возрождать наш храм, – вспоминает Любовь Ивановна Абрамова. – Начали совершать службы, стали молиться. И к нам вернулась наша святыня. Ахтырская икона хранилась в одной семье в Чистополе, несколько лет назад ее вернули в наш храм». В 1997 году обнаружили и местонахождение колодца, произошло это в июле, в канун празднования чудотворному образу. Стали возрождать часовню, были облагорожены колодец и прилегающая территория, а через два года вычищено озеро и устроен фонтан.

Радостно видеть возрождение внешнее, но еще отраднее внутреннее. В Алексеевском трудами настоятеля храма протоиерея Павла Чурашова и его многочисленных помощников вот уже почти тридцать лет растет и развивается православный приход. А вместе с тем и традиция праздновать день Ахтырской иконы Божией Матери с особым торжеством и любовью.

«Каждый год мы будто вновь переживаем ту историю. Ахтырский образ 14 июля переносят туда, где произошло исцеление. Не этот чудотворный, а список в окладе», – поясняет Любовь Ивановна. Всенощное бдение служат в храме в селе Анатыш, близ Рыбной Слободы. Потом крестным ходом икону несут в Рыбную Слободу, где служат водосвятный молебен.

15 июля, после Божественной литургии, украшенный цветами образ перевозят на катере по Каме в Алексеевское. «Мы издалека видим, как блестит он на солнце, и с замиранием сердца встречаем нашу родную святыню», – рассказывает наша собеседница. Икону крестным ходом переносят к Ахтырской часовне, где совершают водосвятный молебен, а верующие по давней традиции этих мест проходят под ней, прося Богородицу о чем-то сокровенном. Затем образ Царицы Небесной по улицам Алексеевского и возвращают в Воскресенский храм. А завершается этот светлый и праздничный день общей трапезой и концертом, посвященным Богородице, на территории храма.

Иногда нам кажется, что это мы, люди, храним свои святыни. Но на самом деле это они хранят – память, традиции и саму возможность вернуться на тот путь, который потеряли когда-то. И пыль нашего небрежения и беспамятства легко сдувает дуновение Господней любви.

Марина Шмелева