Великий пост святые отцы называют весной духовной, а великопостные песнопения можно по праву сравнить с освежающим душу весенним ливнем. Столько образов, мыслей, тонких замечаний. Как жаль, что многие как-то пролетают мимо нас, не орошая живительной влагой сердце. Давайте попробуем задержать взгляд на отдельных строках, вчитаться в них, задуматься…
Понедельник
«Всечестное воздержание начнем светло, лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением, благомужества крепостию: яко да светоносни предварим во святое и тридневное Воскресение, осиявающее нетление миру», – так звучит седален понедельника первой седмицы поста.
В храме полумрак, темные одежды священников, строгие лица молящихся. Но все это, оказывается, лишь фон и средство для света. Как же добиться этого светолития? Автор указывает и средство: исполнение заповедей, любовь, молитва, чистота. И, конечно решимость, которую он именует емко и красиво – благомужества крепость.
И вновь, начиная еще с первого дня подготовительной сырной седмицы, нам указывают цель поста: Светлое Христово Воскресение. Пост это не терпение ради терпения, это светлая, хотя и требующая усилий дорога к Пасхе. Ее отзвук мы слышим уже в начале пути, и наша задача поститься так, чтобы он становился все громче.
Автор этого светлого гимна воздержания преподобный Феодор Студит – знаменитый песнотворец, аскет, игумен обители и борец с иконоборческой ересью. В его жизни был не только свет, преподобный много пострадал за чистоту православия. Но это не лишило его тексты удивительной полетной легкости и веры в силу Христова Воскресения.
С первого же дня Церковь настраивает своих чад на правильное понимание поста: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Здесь все не о еде, не о строгости телесного воздержания. Борьба со страстями, воздержание душевное – вот о чем в первую очередь должен подумать постящийся.
Первый день поста – очень строгий, монастырский устав предписывает полное воздержание от пищи, богослужение длится несколько часов. И потому с удивлением читаю строчку из Триоди Постной: «Знаменает параекклисиарх к свету, коснее ради вечерняго утешения». Оказывается богослужение в этот строгий день положено начинать на час позже. А почему? Ради предыдущего вечернего утешения братии на трапезе. Казалось бы, маленькая деталь. Но сколько в ней смысла: Церковь, как любящая мать, понимает немощь человеческую и снисходит к ней. Впереди очень напряженные дни первой седмицы поста. Но начинать их надо не с надрывом, а с радостью и любовью.
Вторник
Вторник первой седмицы – уже не первый, вступительный аккорд Великого поста. Но еще и не привычная череда его дней. Мы уже чуть устали, но полны решимости. Хотя без надежды на Бога и на духовную помощь свыше этой решимости не дано победить.
Именно такие мысли рождают два трипеснца, которые мы должны расслышать в этот день.
«Боговидных Ангел силы, благоуветливаго Бога умолите спасти душу, в пучине житейских сластей, и треволнениих страстей обуреваемую, и в прилозех сопротивных духов бедствующую». Слово «боговидный» переводится двояко: и как богоподобный, и как зрящий Бога. Ангелы скорее Творца видят, непрестанно воспевают, и мы просим их: умолить милосердного, снисходительного Бога спасти наши души. От чего? От житейских сластей, коварных и обманчивых, от волнения наших страстей. И, конечно, от духов злобы поднебесной. Им уж очень не по нраву наше постное шествие.
«Гряди, душе, крилы облегчаема, постом добродетелей от долувлекущия злобы востани, и виденьми наслади?ся светлейшими, пищу ходатайствующими добродетелей, боговидна бывающи верою», – удивительная перекличка с предыдущим тропарем. Наша душа, подобно ангелам, тоже хочет обрести крылья. Но как? Ведь злоба греха влечет нас к земле. Только пост и стяжание добродетелей, основанные на вере, могут сделать душу боговидной, причем и в том, и в другом смысле.
Пост – это не только наше личное делание, постящийся приобщается к древней традиции, в которой черпает и пример, и силу, и вдохновение. «Приидите, якоже Господь постом уби врага, сим и мы сокрушим его стрелы и ловления: за мя иди, сатано, кийждо глаголюще, внегда хощет искушати нас», – в другом трипеснце автор подбадривает нас примером сорокодневного поста Самого Спасителя. Нас также ждут сорок дней пути Великого поста, а, значит, и тот же враг будет искушать. Надежда наша – укрепляющая поддержка Господа.
«Постом приложившеся к молитв горе, и мы сердцем чистым видим Бога, скрижали приемлюще заповедей внутрь, якоже Моисей, славою облистающеся, лицем любве Его», – и вот уже пример из Ветхого Завета нам в помощь. Моисей принес заповеди на каменных скрижалях, наша задача – не выучить их умом, а принять внутрь своего сердца. Сердце, ставшее скрижалью, поможет нам в различении добра и зла.
И, конечно, можно только подивиться дерзновенной ревности и любви авторов этих текстов. Их цель по-юношески максималистична: сердцем чистым Бога увидеть и также блистать Его любовью. Но ведь если великих целей нет, не будет и побед.
Среда
Среда – день первой Литургии Преждеосвященных Даров. Первое Причастие – и наша цель, и наше укрепление. «Вкусите и видите, яко благ Господь», – но до этого момента еще нужно дорасти. В том числе и через чтение и пение многих текстов.
Раннее мартовское утро, переходящее в день, мерное чтение Псалтири. Псалмы, каноны, молитва преподобного Ефрема Сирина. И уже на вечерне (которую совершают ближе к обеду в этот день) звучат прекрасные стихиры Постной Триоди. Они все о том же – о духовном смысле поста.
«Постящеся братие телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость». Вновь и вновь напоминают нам песнотворцы: избегай зла и твори добро – вот два крыла нашего постного подвига. А воздержание от пищи лишь средство.
«Расторгнем стропо?тная нуждных изменений» переводится как расторгнем неправедные насильственные сделки. Не стоит думать, что наша земная жизнь, мирские дела и договоренности с людьми не имеют отношения к посту. Еще как имеют, как и к оценке всей нашей жизни. Христианство – это образ действий, основанный на заповедях Божиих.
В следующих стихирах вновь нам на память приводят примеры из Священного Писания. «Добродетельми Илия возшед на колесницу божественную, постом просветився, возношашеся на высоту небесную, сему поревнуй, смиренная душе моя, и постися от всякия злобы и зависти, и свара, и сладости текущия и сластныя: яко да болезни лютыя избегнеши, вечнующия геенны, вопиющи Христу: Господи, слава Тебе». Ревностный пророк, борец со злом и неправдой – как не вспомнить его в начале духовной нашей брани. Он видел, на что способны злоба мирская и приверженность житейским сластям.
Мы надеемся постом избавиться от болезни лютой, но здесь не про терапевтический эффект поста, о котором так любят рассуждать сегодня. Это о самой страшной болезни – о погибели души, при которой и телесное здоровье не поможет.
«Светолучныя вас, яко молнии, в весь мир Иисус, мысленное воистинну Солнце, послав, отгна?л есть светлостьми вашея Божественныя проповеди, прелести тьму, богови?дцы апостоли», – с молниями и лучами сравнивает учеников Христовых господин Иосиф. Поражает точность, глубина образов и воспитательный потенциал этих текстов. Несомненно, их авторы на личном опыте постигали аскетику – науку из наук.
Первая Литургия Преждеосвященных Даров остается в прошлом, мы выходим из храма и чувствуем: постная мелодия все громче звучит в наших сердцах.
Четверг
Утренние богослужения первой седмицы Великого поста – это как день, длящийся в храме. Светает, мы собираемся на утреню. И здесь в храме, проживаем несколько часов, ближе к полудню достигая вечерни.
Из-за того все остальные дела воспринимаешь уже как приложение к главному – к молитве, к размышлению о событиях Священной истории. И потому в четверг мы слышим на вечерне стихиры, посвященные пятнице. А пятница в богослужении – это воспоминание Крестных мук Спасителя.
О Кресте мы поем и на протяжении всего года, но постовые стихиры особые. Они словно духовная песнь странника, отправившегося в путь – к Голгофе и пустому Гробу Спасителя. «Омрачена мя прелестьми борца, Христе мой, просвети, омрачивый на Кресте висяй солнце иногда, и просветивый верным свет истинный, оставления яве: яко да ходяй во свете Твоих повелений, достигну чисте Воскресе?ния Твоего зарю спасительную». Обратите внимание на образность языка господина Иосифа: свет зашедшего в момент Распятия солнца он сравнивает с мысленным светом Божиих повелений. Тьма грехов омрачает наш разум, и лишь помощь Солнца Правды Христа поможет нам увидеть зарю Воскресения.
Столь же емкий язык отличает следующую стихиру: «Якоже виноград на древе, Спасе, ви?ся, вином напоил еси нетления, Христе, концы. Темже вопию: пиянством мя греховным люте омрачаема присно, сладостию умиления истиннаго напоив, поститися мя ныне от сластей укрепи, Спасе, яко Благ и Человеколюбец». Христос подобен винограду, а плод Крестной Жертвы – вино нетления. Но это земное вино, а еще и безумное помрачение грехов опьяняет душу, делает ее темной и бессмысленной. Вино Христовой Жертвы напротив разум возвращает и дает почувствовать истинную сладость чистоты, богообщения, любви. Почувствовав эту сладость, мы должны и дальше поститься от сластей земных. Укрепления в дальнейшем постном подвиге просим мы у Человеколюбца Спасителя нашего.
Православное богослужение – это не только обращение к Богу, это еще и своего рода училище богословия, догматики и аскетики. Именно из стихир, тропарей канона мы черпаем размышления о спасительном значении событий Священной истории. Вот, к примеру, в стихире вечерни четверга господин Феодор (преподобный Феодор Студит) так размышляет о значении Креста и постного подвига: «О Креста Твоего силы! Сей процвете Церкви воздержание, во Едеме иногда Адамово невоздержание из корене исторг: смерть убо оное принесе человеком: но сей нетленно источает безсмертие миру, якоже из источника инаго райскаго, излиянием Твоея животочныя крове, вкупе же и воды: отонудуже вся оживотворишася. И?мже нам постную пищу услади, Боже Израилев, имеяй велию милость».
Невоздержание Адама лишило человечество Рая и бессмертия. Крест, процветший в Церкви, источает бессмертие и вновь оживотворяет мир. И вот после таких возвышенных размышлений мы вдруг слышим вполне личную просьбу: этой животворной силой усладить нашу постную пищу. И я думаю, что любой постящийся человек подтвердит, как сладок простой хлеб после полного воздержания, какую тихую радость порой можно испытать за самой скромной постной трапезой. Вот пройдет пост, все будет можно, но иной раз воздохнешь в глубине души – ушло что-то важное, сокровенное. Может, как раз вот эта животворящая сила?
Марина Шмелева
Азбука веры