Спокойным и ласковым солнышком согревает нас сентябрь. С тихой сокровенной радости начинается церковный год. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы вмещает в себя и удивительное чудо, и простую семейную радость, соединяя Небо и землю, вечное и временное.
Чудо рождения
Много раз я проводила уроки для школьников, посвященные этому празднику. С чего начать беседу? Как объяснить детям, что рождение Матери Божией от престарелых родителей очевидное чудо? Сначала нужно договориться о понятиях с учениками, зачастую из нецерковных семей. И потому перед нашей встречей я просила их написать ответ на вопрос: «Что такое чудо?»
Ведь можно чудом называть только сверхъестественные события, которые нарушают законы природы. Например, спасаясь от войска фараона, евреи прошли по дну расступившегося перед ними Чермного моря и на тысячелетия запомнили это событие. Такие чудеса поражают, порой даже пугают и заставляют склониться в трепете перед величием Творца. А можно в любом событии, в самых будничных обстоятельствах жизни увидеть проявление Божией любви и заботы о нас. И назвать это чудом, и приучить свое сердце благодарить за него Господа.
Удивительно, но факт – дети лет 9-10 понимают чудо именно во втором смысле, хотя может быть с ними об этом особо и не беседовали. Их ответы я храню и временами перечитываю. Дарья: «Некоторые думают, что чудо – очень редкая штука. Я считаю, что это не так, надо просто присмотреться». Дмитрий: «Чудо – это радость, которую приносит нам Бог». Артём: «Чудо – это красота: воздух, деревья, цветы, радуга, всё, что нас окружает». Забавное – «глаза, потому что они у нас разные». Критичное – «то, что не может сделать человек». И ошеломляюще мудрое для девочки десяти лет – «это когда тебя любят».
Вначале мне казалось, что про чудесное рождение ребенка нужно будет объяснять. Но каждый третий написал «рождение ребенка» самостоятельно. Причем, обычное рождение в обычной семье – не было человека нигде, и вот он пришел в мир.
Из семьи патриарха, первосвященника и царя
Если обычное рождение по мысли самих же детей чудо, что же говорить о рождении от престарелых родителей, которые всю жизнь шли к этому счастью? Праведные Иоаким и Анна – мы слышим их имена во время каждого богослужения, их почет – отражение славы великой Дочери. Но заслужили они его подвигом своей жизни.
Это были очень добрые и праведные люди, о жизни которых мы узнаем из церковного предания. Праведники жили в галилейском городе Назарете. Святой Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида. Как известно, многие потомки Давида жили надеждой, что в их семье родится Мессия. Ведь Господь обещал этому славному царю, что из его рода произойдет Спаситель мира.
Праведная Анна по отцу происходила из рода первосвященника Аарона, а по матери – из потомков Иуды. Стоит вспомнить, что патриарх Иаков, благословляя перед смертью своих детей, сказал Иуде: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49, 10), то есть не прекратится царская власть из колена Иудова, пока не придет Христос. Так в семье Богородицы переплелись царственная и священническая ветвь. А нужно сказать, что с древности люди знали, как важно, из какого рода происходит человек, какие духовные и душевные дары смогли оставить ему в наследство предки. Человек чувствовал ответственность перед своей семьей, своим родом.
Иоаким и Анна были богатыми, но в то же время щедрыми и добрыми людьми. Праведный Иоаким постоянно приносил Богу дары вдвое больше положенных, говоря: «Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу». Так супруги дожили до старости. И всё бы в их жизни было хорошо, если бы не одна великая скорбь – не было у них детей. За это многие люди насмехались над праведниками. Не год, не два, а десятилетия святые терпели «поношение безчадства».
Древние считали, что Божие благословение проявляется не в богатстве и славе, не в почете и власти, а в детях. И чем их больше, тем лучше. И напротив, когда у человека на старости лет не было детей, люди считали это Божиим проклятием за грехи. Ведь жизнь такого человека не продолжается здесь, на земле, после его смерти. Потому бездетность и считалась наказанием. Тем более что в роду праведных Иоакима и Анны ожидали рождения Спасителя мира…
Плач, превращенный в радость
«Отложи, Адаме и Ево, / всяку печаль: / Мати бо Радости / от неплодове / преславно прозябает днесь», – слышим мы стихиру на стиховне во время праздничного всенощного бдения. Во многих текстах песнотворцы напомнят нам о страдающих от своего грехопадения Адаме и Еве. И противопоставят им праведных родителей, благодаря смирению и терпению которых в мир приходит Божия Матерь.
«Сей день Господень, / радуйтеся, людие: / се бо Света чертог / и книга Слова Животнаго / из утробы произыде, / и Яже к востоком дверь, рождшися, / ожидает входа Святителя великаго, / eдина и Eдинаго вводящи Христа во вселенную, / во спасение душ наших» (Перевод: Это – день Господень, радуйтесь люди; / ибо Света брачный Чертог / и Книга Слова жизни из чрева произошла; / и Рожденная – дверь, обращенная к востоку, / ожидает входа великого Священника, – / единственная, и вводящая во вселенную единого Христа / ко спасению душ наших).
Не скупятся церковные гимнографы на возвышенные эпитеты, ведь масштаб события поистине вселенский. Но происходит оно сокровенно, а начинается и вовсе с крайнего унижения Иоакима и Анны. Однажды в день большого праздника праведный Иоаким по своему обыкновению принес в Иерусалимский храм дар Господу. Но в этот раз первосвященник почему-то отказался этот дар принять и напомнил праведнику, что он не создал потомства Израилю, а значит, не достоин приносить Богу свои дары.
Горько было праведному Иоакиму перенести этот укор. Да еще в храме, в котором он искал облегчение своей скорби. Всеобщая радость праздника превратилась для него в болезненный плач. Но, несмотря на свой преклонный возраст, святой не отчаялся. Праведник ушел в пустыню и постился там сорок дней и сорок ночей, говоря: «Не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва».
В его возрасте люди становятся дедушками, а порой и прадедушками. А праведный Иоаким молился о том, чтобы Господь исполнил самое сокровенное желание души, позволив ему стать отцом. Молился без ропота и отчаяния, с великой надеждой и терпением. При этом ему было не важно, родится сын или дочь. Сама возможность дать жизнь другому человеку была для праведника желаннее всех земных благ.
Праведная Анна молилась в это время в саду, узнав о том, как был обижен ее муж. Увидев на дереве птичье гнездо, она с огромной сердечной болью воскликнула: «Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у Тебя, Господи. Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо земля приносит по поре плоды и благословляет Тебя, Господи».
И Господь услышал молитвы праведников. Он послал Архангела Гавриила сказать праведной Анне, что она родит ребенка. Такое же известие получил и праведный Иоаким. Их встречу у золотых ворот Иерусалима часто изображают иконописцы, а 22 декабря в церковном календаре мы встречаем событие – зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Чтобы 21 сентября светло и радостно отметить Ее Рождество, а на следующий день – 22 сентября почтить и прославить родителей, сердца и души которых воспитаны десятилетиями терпения, доверия и надежды.
***
С этого события заканчивается эпоха Ветхого Завета и начинается новая история отношений Бога и человека. Как очень поэтично сказал священномученик Фаддей (Успенский): «Еще не Сам Господь Спаситель мира рождается, а Его Пречистая Матерь, не Самое Солнце мира восходит уже, а только занимается предрассветная заря, как бы утренний ветер разносит во все концы мира благую весть о скором появлении Солнца». Теплом и светом этой зари пропитан праздник, который мы с радостью отмечаем в сентябре.
Марина Шмелева
Азбука веры