Чистопольская епархия
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Блаженный Василий: безумный миру, мудрый Христу

У каждой страны свои архитектурные символы, растиражированные в тысячах копий сувенирной продукции. Собор Василия Блаженного – один из них. И далеко не каждый знает, что собор на самом деле Покровский. Так прочна память об одном из самых известных русских святых XVI века, чью память Церковь празднует 15 августа.

Подвиг или болезнь?

Когда-то на этом месте стоял Троицкий храм, что на рву. Затем в 1554 году по приказу Иоанна Грозного к нему были пристроены приделы в честь и память тех святых и праздников, на которые пришлись решающие бои за Казань. Тогда победы не приписывали силе своего оружия, умея благодарить за помощь свыше. Взятие Казани произошло на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы, потому главный придел стал Покровским. Но всемирную известность собор получил по имени святого, который нашел в нем упокоение через три года. Русского юродивого, чей подвиг так непонятен миру.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», – поем мы во время Литургии. Блаженны, значит, счастливы, очень счастливы. Но в древности блаженных называли гораздо грубее – «похаб», «юрод», то есть попросту «дурак». Этот вид святости – один из самых загадочных, неповторимых и неподражаемых. Как редкий цветок расцветал он в определенные эпохи, порой вырождаясь в последующие. Да и сегодня как отличить высокий подвиг от прелести или душевной болезни? Знакомство с русскими юродивыми позволяет найти ответ на этот вопрос.

Правда Божия и правда человеческая

Благочестивые люди на Руси всегда жалели больных людей, обидеть убогого считалось великим грехом. А помощь человеку, больному душой или телом, почиталась особо богоугодным делом. В самом слове этом слышится ответ на вопрос: почему? Страдающий человек ближе к Богу, за его обиду накажет Сам Господь, а за помощь – отблагодарит.

Но болезнь, есть болезнь, в том числе и душевная, в ней нет добровольного подвига – это крест и непростой. Однако некоторые ревностные христиане, будучи совершенно здоровыми, принимали на себя ради Христа вид душевнобольных людей. Их-то и называют юродивыми.

Что же заставляло людей брать на себя этот странный подвиг, который поначалу выглядел как безумие или даже хулиганство? Во-первых, они делали это ради попрания тщеславия, всегда опасного для подвижника. Ведь в стране православной монах общежительного монастыря, а тем более отшельник, столпник – это человек, пользующийся колоссальным почетом и уважением. В этом смысле юродство есть притворное безумие или безнравственность с целью принять поношения от людей для борьбы с тщеславием и гордостью. Святитель Димитрий Ростовский пояснял, что юродство – это «самоизвольное мученичество», что им «мудре покрывается добродетель своя пред человеки».

Во-вторых, юродивые показывали противоречие между глубокой христианской правдой и поверхностным здравым смыслом, правдой мира сего, часто замешанной на корысти и на страстях. «Юрод» и «похаб» – эпитеты, безразлично употреблявшиеся в Древней Руси, – по-видимому, выражают две стороны надругания над «нормальной» человеческой природой: рациональной и моральной.

В-третьих, они служили миру своеобразной проповедью, которая совершается не словом и не делом, а силой Духа. Юродивые часто обличали сильных мира сего, но истинных блаженных всегда отличало глубокое личное смирение и осознание в первую очередь своей греховности.

«Дар пророчества приписывается почти всем юродивым. Прозрение духовных очей, высший разум и смысл являются наградой за попрание человеческого разума подобно тому, как дар исцелений почти всегда связан с аскезой тела, с властью над материей собственной плоти», – пишет профессор Георгий Петрович Федотов в своей замечательной книге «Святые Древней Руси».

Странный Московский чудотворец

Интересную параллель проводит далее историк: «Необычное обилие “Христа ради юродивых”, или “блаженных” в святцах Русской Церкви и высокое народное почитание юродства до последнего времени, действительно, придает этой форме христианского подвижничества национальный русский характер. Юродивый так же необходим для Русской Церкви, как секуляризованное его отражение, Иван-дурак – для русской сказки. Иван-дурак, несомненно, отражает влияние святого юродивого, как Иван-царевич – святого князя».

На Русь юродство пришло из Византии, по преданию блаженный Андрей – очевидец событий Покрова Пресвятой Богородицы – был славянином и пользовался большим почитанием в нашем народе. Элементы юродства или временное юродство мы находим в житиях преподобных Исаакия Печерского и Авраамия Смоленского. Очень почитаемы по всей Руси юродивые Прокопий Устюжский, Никола Псковский Салос и многие другие. Новгород стал родиной русского юродства. Многие известные русские юродивые XIV века и начала XV века так или иначе связаны с этим городом. Здесь в XIV веке буйствовали Никола Кочанов и Федор, пародируя своими драками кровавые столкновения новгородских партий.

Но, безусловно, одним из самых известных и почитаемых русских юродивых является блаженный Василий, Московский чудотворец. Он родился в декабре 1468 года в подмосковном (тогда) селе Елохово. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу.

В 16 лет святой пришёл в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били блаженного, он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом оказывалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным.

Почитание блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого – человека Божия, обличителя неправды. Сурово осуждал блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями: не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный разгадал лукавую выдумку и прогнал беса.

Проповедуя милосердие, блаженный помогал, прежде всего, тем, кто сам стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, когда Василий отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.

Ради спасения ближних блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть доброе зерно, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что когда блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде, упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьёвых горах.

***

Скончался блаженный Василий 2 августа (15 по новому стилю) 1557 года. Митрополит Макарий Московский с собором духовенства совершил погребение юродивого, и уже 2 августа 1588 года блаженный был прославлен в лике святых. И с тех пор жива память о нем – в житийных списках, в преданиях, в соборе, ставшем нашим национальным символом. Одна из серий мультипликационного сборника «Гора самоцветов» посвящена Московскому чудотворцу. Авторы стремились просто и доступно показать и взрослым, и детям в чем суть его подвига.

Но лучше всего его раскрывают церковные песнопения: «Богодохновенне Василие,/ потщался еси победити сети лукаваго,/ исполненныя неверия и слабости/ и всех прелестных мира сего./ Дарований Святаго Духа сподобився,/ показался еси юрод миру, но Христу мудр:/ подвизался еси Царства ради Небеснаго,/ еже и достигл еси./ И ныне со Ангелы ликовствуя,/ моли спастися душам нашим».

Марина Шмелева

Азбука веры