Чистопольская епархия
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Праведная Анна и ее Великая Дочь

Есть семьи и целые роды знаменитые в древности и совершенно угасшие к нашим дням. Есть слава – громкая и шумная в начале, исчезнувшая с годами. Но бывает и наоборот. В августе мы празднуем два успения – тихое, прикровенное праведной Анны и торжественное, величественное ее Дочери – Пресвятой Богородицы.

Тихое успение и вечная слава

Успение Девы Марии закрывает и август, и церковный год. А тихую кончину Ее матери Церковь празднует 7 августа, совершая тихую службу. Такую же, как и жизнь этой великой женщины – великой в своем терпении, ожидании и надежде. Она умерла еще до Благовещения Пресвятой Богородице, до Рождества Христова, проводя перед тем жизнь благочестивую рядом с Дочерью при Иерусалимском Храме. Она не стала свидетелем Евангельских событий, но дала жизнь Той, что ждали все праведники Ветхого Завета.

«Жи?зни пала?ту, А?нно Богому?драя, ро?ждши,/ к жи?зни преста?вилася еси? вои?стинну нетле?нней/ и совокупля?ешися с ли?ки пра?ведных,/ пита?ющих тя бога?тно Влады?чнею ра?достию;/ те?мже твое? преставле?ние соверша?ем, приснопомина?емая,/ и ве?рно почита?ем, Богому?дрии, днесь», – услышим мы в стихире на Господе воззвах, если придем в храм в этот будничный августовский день. Родившая Ту, что станет драгоценным Ковчегом для Спасителя мира, восходит к вечной жизни, минуя тление и распад. Жизни начальником станет Потомок этого древнего рода.

«О, пресла?внаго чудесе?!/ Исто?чник жи?зни пресла?вно ро?ждшая,/ еди?ну в жена?х благослове?нную Чи?стую,/ преставля?ется от вре?менныя жи?зни к безконе?чней/ А?нна благосла?вная,/ от земли? взе?мшися к Небе?сным,/ днесь сра?доватися а?нгельским собо?ром,/ ея?же ны?не свято?е пра?зднуем торжество?».

Как мы знаем, Церковь устанавливает память святых и праведных в день их кончины. «Прежде смерти никого не хвали и ни в ком не отчаивайся», – мудрая мысль, рожденная опытом тысячелетий. Но все же пик высшей славы праведной Анны – день зачатия и рождения долгожданной Дочери. И слава эта куплена десятилетиями терпения и доверия Богу.

Надежда и вера престарелых родителей

Праведные Иоаким и Анна были людьми очень добрыми, о жизни их мы узнаем из церковного предания. Праведники жили в галилейском городе Назарете. Святой Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида. Как известно, многие потомки Давида жили надеждой, что в их семье родится Мессия. Ведь Господь обещал этому славному царю, что из его рода произойдет Спаситель мира.

Праведная Анна по отцу происходила из рода первосвященника Аарона, а по матери – из потомков Иуды. Здесь стоит вспомнить, что патриарх Иаков, благословляя перед смертью своих детей, сказал Иуде: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49, 10), то есть не прекратится царская власть из колена Иудова, пока не придет Христос. С древности люди знали, как важно, из какого рода происходит человек, какие духовные и душевные дары смогли оставить ему в наследство предки. А в семье Богородицы переплелись царственная и священническая ветвь.

Праведники были богатыми, но в то же время щедрыми людьми. Праведный Иоаким постоянно приносил Богу дары вдвое больше положенных, говоря: «Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу». Так супруги дожили до старости. И всё бы в их жизни было хорошо, если бы не одна великая скорбь – не было у них детей. Не год, не два, а десятилетия святые терпели «поношение безчадства».

Древние считали, что Божие благословение проявляется не в богатстве и славе, не в почете и власти, а в детях. И чем их больше, тем лучше. И напротив, когда у человека на старости лет не было детей, люди считали это Божиим проклятием за грехи. Ведь жизнь такого человека не продолжается здесь, на земле, после его смерти. Потому бездетность и считалась наказанием. Тем более что в роду праведных Иоакима и Анны ожидали рождения Спасителя мира.

Когда я вспоминаю историю этой удивительной семьи, меня больше всего поражает неистребимость их надежды. Ведь даже к насмешкам и презрению можно привыкнуть, притерпеться как-то. Уколы недалеких людей все же легче вот этой постоянной боли – молитва, горячая просьба и вновь отказ. В том возрасте, когда суждено было родиться Божией Матери, люди становятся дедушками и бабушками, а порой и прадедушками-прабабушками. А праведники молятся о том, чтобы Господь исполнил самое сокровенное желание души, позволив им стать родителями. Молятся без ропота и отчаяния, с великой надеждой и терпением. При этом не важно, родится сын или дочь. Сама возможность дать жизнь другому человеку была для них желаннее всех земных благ.

По-человечески жаль людей, которые так долго не получают просимое. Разве сложно Богу пожалеть и порадовать их? Но Господь совершенствовал души супругов терпением этих скорбей. Ведь у них должна была родиться Мать Спасителя мира. Их сердца должны были стяжать и любовь, и веру, и кротость, и смирение, и надежду.

Когда человек чего-то долго просит и ждет, он начинает понимать цену просимого. И становится способным за этот дар по-настоящему благодарить Господа. Когда человек получает что-то после долгих молитв, он воспринимает это не как свою заслугу или естественный ход жизни, а как дар от Бога. И стремится как-то отблагодарить за этот дар. Праведная Анна была так рада известию Архангела, что пообещала вырастить своего ребенка для Господа и отдать Ему на служение.

По молитвам праведной Анне

Как ни тиха была жизнь и праведная кончина Анны, память о ней живет в веках. В Иерусалиме паломники посещают гробницы праведных супругов, расположенных в Гефсимании, рядом с гробницей их Дочери. За каждым богослужением поминают их имена. И во многих храмах по всему миру есть икона матери, с удивительной нежностью обнимающую свою долгожданную Дочь.

Есть такая икона и в Свято-Алексиевском женском монастыре города Саратова. Это не старинный образ, его привезли в 2009 году. Икону написали на Афоне, в скиту праведной Анны. Скит известен, прежде всего, тем, что в нем находится стопа святой Анны и ее чудотворная икона.

А Саратовский образ праведной Анны уже прославлен исполнением многих просьб. К нему приходят помолиться о семейном благополучии и даровании долгожданных чад. Потому что верят – та, что столько терпела и ждала, поймет боль человеческого сердца. Сестры вспоминают, как рождались дети у супругов, проживших по десять, двадцать лет. Богу все возможно – и тогда, в начале христианской эры, и сейчас. И всегда.

Марина Шмелева

 

Азбука веры