Продолжаем беседу с епископом Пахомием о покаянии и борьбе с ветхим человеком. Путь этот непрост, тернист, полон скрытых опасностей. И только решимость помогает идти по нему.
– Владыка, почему богоугодная жизнь всегда сопряжена со страданием? Почему Спаситель учит, что «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф. 7, 14), а апостол Павел говорит, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы»?
– Именно потому, что узки врата. Основная толпа народа идет через широкие врата, потому что в узких тяжеловато. А тяжело, потому что мы ученики Христа. Неверующему человеку приходится в жизни претерпевать массу скорбей, а верующему – тем более. Верующий – это последователь Христа, который говорил: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Иоан.15:20-21).
К сожалению, мир во зле лежит. Мир не как творение Божие, не как Вселенная, а в собирательном смысле этого слова как некое выражение зла, неправды, неустройства и тех страстей, которые проявляются в этой жизни. Пытаясь противостоять этому, человек испытывает скорби, трудности. Например, есть какой-то благочестивый человек, который хочет поступать со всеми по любви, по правде, но его жизнь, его чистота мысли и праведные поступки начинают раздражать окружающих людей.
Всем знакомо, наверное, когда, обвиняя человека, говорят ему: «Ты что, самый святой что ли?». Или в школе, как только что-то не так, говорят: «Ты что тут самый умный?». Конечно, он не самый умный, но просто не похож на других, в том числе и в своей христианской жизни. Когда человек ставит перед собой идеал Самого Христа и стремится к нему, к сожалению, это вызывает некое недовольство в окружающих нас людях. Неизбежно этот мир человеку начинает оказывать противодействие. Конечно, нельзя также забывать о том, что и враг рода человеческого не дремлет. Адам и Ева до сих пор находились бы в райском саду, если бы кто-то не позавидовал им и не подсказал, что нужно сделать. Диавол всегда искушает человека, пытается побороть его, создать такие условия, в которых человек бы изнемог, упал и сломался.
Мы видим, что после всех совершенных чудес Христос оказался на Кресте! А что же мы удивляемся, если нам приходится иногда потерпеть немножко? Это необходимо. А иначе, какие же мы христиане, если боимся этого?
– Хорошо ли удаляться от всего, что раздражает страсти? Когда человек избегает такой брани и избирает покой, как это расценивается, победой или поражением?
– Есть греховная пропасть, гуляя по краюшку которой, от малейшего дуновения ветерка человек может потерять равновесие и упасть в бездну. Чем дальше он от нее находится, тем лучше для него. По крайней мере, даже если его будут насильно влечь к этой пропасти, у него будет какое-то время, чтобы сопротивляться. Вполне возможно он сможет освободиться и не упасть.
В жизни мы также должны удаляться от каких-то поводов, раздражающих в нас страсти. Но с другой стороны нельзя лениться, бояться испытаний. Ведь кроме всего прочего есть еще определенный долг, который выполняет человек. Например, женщина-мать, которая целый день занимается своими детьми, находится в таком беспрерывном круговороте, что ей даже помолиться некогда. Часто можно наблюдать такую ситуацию: мама пришла в Церковь, младенцы где-то там носятся, почти на головах уже стоят, другим людям мешают молиться, а мама стоит спокойно Иисусову молитву творит. Как хорошо, она удалилась от факторов, раздражающих ее страсти, которые не дают ей совершать добродетель молитвы. Но правильно ли это? Конечно, нет! Ее дети – это ее крест, и ее подвиг – их воспитание. Пусть лучше она себя лишний раз со смирением укорит, что не имеет возможности творить непрестанную молитву, и Господь ей во сто раз больше вернет, а эта суета вменится ей в непрестанную молитву. Преподобный Пимен Великий говорит, что если ищешь покой и гонишься за ним, то он будет бежать от тебя, а когда будешь убегать от покоя, он за тобой погонится.
Очень важно, когда человек осознает, что есть прямое действие греха, которое нужно избегать. Иногда от нас Господь ждет определенной крепости, постоянства в борьбе. Священнику тоже приходится выходить на исповедь и слушать порой ужасные вещи. Спрашивается, а как это возможно перенести? Это возможно только по двум причинам: первая – это благодать Божия, которая покрывает священника и вторая – это надежда не на себя, а на Бога.
На самом деле жизнь намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Но в любой ситуации критерием выбора как поступить является наша совесть. Либо она неотесанная и невоспитанная, либо, работая над собой, человек утончает ее. Тогда совесть помогает найти определенный путь.
– Когда начинаешь следить за своими помыслами и каяться, то постоянно ловишь себя на мысли, что люди совершают куда более тяжелые грехи. И покаяние сразу пропадает. Что делать в таких случаях?
– В таком случае надо заниматься собой и своей жизнью. О чужих грехах и о правильном отношении к ним преподобный авва Дорофей писал: «Ты видел грех, а покаяния его не видел». И действительно, мы не можем оценить меру исправления этого человека, меру его плача за свои грехи. Когда мы видим грешника, который падает, мы видим только малую часть его жизни. Но ведь за то, что этот человек делает, ему придется давать ответ. «От слов своих оправдаетесь, и от слов своих осудитесь» (Мф 12, 37) – говорит нам Господь. Каждый человек дает перед Богом ответ только за то, что он сам делает или не делает. Нам не придется отвечать ни за чье-то предательство, ни за чью-то ложь, ни за чье-то падение. Мы будем давать ответ только за свои ошибки.
Внимательный человек, когда видит окружающих его людей и мир, который всегда во зле лежал, лишний раз воздохнет и поймет, что и он причастен ко всему тому, что происходит вокруг него. Поэтому нужно всегда лишний раз напоминать себе: «А я то что отвечу Богу? Как я поступал в той или иной ситуации? Где была моя совесть и почему она молчала?».
Беседовала Наталья Комиссарова
Продолжение следует…