Чистопольская епархия
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Мученик Авраамий Болгарский – чудо сохраненного имени

Среди множества разных, в том числе и святых, имен, что слышим мы на своем жизненном пути, далеко не все остаются в памяти. Но бывает так, что услышанное однажды, оно соединяет разные периоды твоей жизни, а тебя – с небесным жителем, незнакомым ранее.

Первое знакомство

Много лет назад, в 2006 году, настоятель и прихожане Свято-Троицкого собора города Саратова отправились в замечательную паломническую поездку. Нас ожидал пусть на северо-восток, именно так – с гордостью подчеркивая значение этого края в истории – говорила о Владимирской Руси наш экскурсовод. И гордиться было чем.

Мы – жители края с не такой богатой и давней христианской историей – просто физически не успевали запоминать имена, факты, подробности, знакомясь с Муромом, Владимиром, Суздалем. Святые домонгольского периода, более поздних веков, новомученики, чудотворные иконы, храмы – памятники всемирного значения. Думаю, каждому паломнику знакомо чувство, когда ты перестаешь даже пытаться что-то запомнить.

Тем более удивителен факт, что в Успенском Княгинином монастыре (потрясшем мое воображение надписью на табличке «Основан в 1200 году») я запомнила имя одного святого, неизвестное многим читателям. Мученик Авраамий Болгарский – что поразило меня в этом имени? Может, необычное слово – болгарский, а не болгарский. Может, рассказ о том, как уже в постсоветское время владыка беседовал с женщиной, в чьем доме хранилась спасенная часть его мощей, и уговорил вернуть ее Церкви. Подробности я тогда не запомнила, но задумалась: как это, когда в доме находятся мощи?

После этого я узнала десятки, если не сотни святых имен, подробности жизни многих подвижников. Но имя мученика Авраамия хранилось в каких-то дальних уголках моей памяти, чтобы стать еще более узнаваемым через 17 лет.

Святой домонгольской Руси

В 2023 году я вместе с епископом Пахомием, назначенным на Чистопольскую кафедру, переехала в Татарстан. 7 мая, в четвертую Неделю по Пасхе, по сложившейся здесь традиции мы отправились в Болгар – на городской крестный ход в честь дня памяти мученика Авраамия Болгарского. И тут я, наконец, узнала начало истории, завершение которой привлекло мое внимание много лет назад.

Никто не знает, как звали святого до Крещения, но сохранились сведения о его милосердии и щедрости к бедным. Он был из купцов в магометанской (как тогда говорили) Волжской Булгарии, центром которой был древний Болгар. А еще был он человеком горячим, даже пламенным, бесстрашным и глубоким. В то время торговые связи с христианской Русью были не редкость, но купец приобрел не земной товар, а бесценный бисер – сокровище Христовой истины, обрести которое удавалось далеко не каждому. А обретя, стал сокрушаться, что единоплеменники и сродники по плоти ходят во тьме. Он стал проповедовать им Евангелие открыто, не таясь – на площадях и ярмарках.

Итог был скор и предсказуем – единоплеменники сначала пытались вразумить бесстрашного Авраамия земными аргументами – деньгами, безопасностью, а позже силой. Били святого страшно, не оставляя живого места. Месяц томили в заточении, а потом повлекли по улицам к колодцу на берегу Волги. Здесь отсекли ноги, руки и голову. Произошло это 14 апреля 1229 года.

Муромские купцы, бывшие тому свидетелями, погребли мученика на особом кладбище в Булгаре, «где погребались все христиане». Господь вскоре наказал жителей Великих Булгар за кровь своего угодника страшным пожаром: «вскоре выгорел оный град Великий со многим и неисчисленным богатством!»

Авраамиево воскресенье

Почитать святого стали чуть ли не мгновенно. На месте казни мученика забил источник чистой воды, здесь люди стали получать исцеления. По преданию первым исцелился человек магометанского вероисповедания. А при гробе святого скоро начались знамения, слух о которых распространился по всей православной Руси.

Уже в начале 1230 года великий князь Георгий Всеволодович после победы над волжскими болгарами поставил условием мира выдачу ему тела мученика Авраамия. На своих плечах 6 марта 1230 года принес князь святые мощи в Успенский монастырь, основанный его матерью – великой княгиней Марией Шварновной. От честных мощей мученика Авраамия случилось тогда множество исцелений.

В 1231 году епископ Владимирский Митрофан и епископ Ростовский Кирилл установили празднование памяти мученика Авраамия Болгарского в день перенесения его святых мощей во Владимир. Удивительно, но факт – святыню удалось сохранить во время разорительного для города нашествия татаро-монгол. Мощи спрятали в Благовещенском приделе, где они и почивали до начала XVIII века.

Торжественное открытие и перенесение мощей мученика Авраамия в главный придел Успенского собора обители состоялось 11 мая 1711 года – в Неделю о расслабленном. С того времени и по сей день память святого совершается в четвертую Неделю по Пасхе. Воскресенье это называли во Владимире «Авраамиевым».

 

Сохранить – нельзя утратить

Позднее мощи мученика Авраамия были перенесены в теплый Казанский храм Княгинина монастыря, в украшенную раку с гранитной сенью, которая сохранилась до наших дней. А деревянную раку, в которой они хранились раньше, передали жителям Болгара. Именно владимирцы подарили им память и святое имя забытого к тому времени земляка.

Незадолго до революции болгарские паломники по пути в Киев зашли поклониться святыням Владимира. Тут они с удивлением услышали имя своего святого земляка, совершенно забытое к тому времени на малой Родине. Вернувшись в Болгар с иконой святого, они стали ходатайствовать и о получении частицы его мощей. Их просьба была удовлетворена, так возродилось почитание мученика и в Болгаре, и в Казани. По желанию жителей села Синод разрешил перенести из Владимира деревянную раку, в которой раньше находились мощи святого, и поставить её в Успенской церкви Болгара, в приделе во имя мученика Авраамия Болгарского.

Но недолго длилось утешение верующих жителей Болгара – наступало время богоборчества и поругания святынь. Часовню у колодца на месте смерти мученика разрушили, а сам колодец осквернили. Сохранилась лишь фаланга перста правой руки мученика, которую по домам хранили жители. Такая  же участь постигла и святыню Княгинина монастыря – 11 февраля 1919 года состоялось вскрытие мощей мученика Авраамия. Но святотатство не смогло повлиять на веру и доверие – у мощей по молитвам мученику продолжали совершаться чудеса.

Перед изъятием мощей святого настоятельница Княгинина монастыря игуменья Олимпиада (Медведева) отдала их частицу на хранение жительнице Владимира. Именно эту частицу правящий архиерей – владыка Евлогий  – убедил вернуть Церкви. Именно об этом я и услышала 17 лет назад. И вот уже более тридцати лет мощи мученика Авраамия Болгарского – одна из главных святынь Успенского монастыря. А в городе Болгар ежегодно проходит крестный ход с чудом сохраненной частицей его мощей. Да и всю эту историю можно назвать настоящим чудом – прошло столько лет, вспыхнули и погасли множество имен, а это светит до сих пор.

Мы идем несколько километров, по тем самым улицам, той дорогой, по которым 795 лет назад влекли на смерть страдальца Христова. Они думали, что прекратят это непонятное упорство бывшего единоверца, но не смогли. Мы идем и поем: «Святый мучениче Авраамие, моли Бога о нас». А жителей города приветствуем словами: «Христос воскресе!»

На вопрос: «Что для города значит крестный ход?» один из его участников Михаил Баландин отвечает: «Для Болгара не знаю, знаю, что он значит лично для меня. В те годы, когда я не мог принимать в нем участие, на душе было пусто и тоскливо, не было полноты праздника. Наша общая молитва дарит мир и радость моей душе».

«Из года в год мы приходим сюда, и всех нас собирает мученик Авраамий – обычный, простой человек, который стал святым, потому что поверил Христу и пошел за Ним», – говорит епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий. У колодца он служит водосвятный молебен. Неизменно пению народа вторит уверенный хор лягушек, по замечанию местных жителей, они всегда голос ближе к завершению молебна подают. И в лесу, и в душе радостно и тихо.

Марина Шмелева

Азбука.Ру