Слово архипастыря Проповедь епископа Пахомия в Неделю 23 по Пятидесятнице
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Слово архипастыря

Проповедь епископа Пахомия в Неделю 23 по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Хочу поздравить вас с памятью Казанской иконы Божией Матери. Наш храм посвящен этой святыне, которая почитается во всей России, а в нашем храме – особенно. Вчера в Казани мы совершали крестный ход, приехало много гостей, архипастырей из разных городов, и молились, и совершали праздничную службу, но сердцем я был здесь, с вами, в нашем Казанском храме.

Я очень рад, что в нашем городе есть такой замечательный храм, посвященный этой удивительной иконе. Матерь Божия явила миру множество своих чудотворных образов, но в России Казанская икона является самой любимой, самой почитаемой нашим народом. Через этот обаз Царица Небесная неоднократно спасала наше Отечество в самые трудные времена, помогала одолеть врага, приходила на помощь людям. Особенно дорог этот чудотворный образ Богородицы для нас, людей, живущих в Татарстане, на Казанской земле, и я сердечно поздравляю вас с этим праздником.

Сегодня мы отмечаем память апостола Иакова и, как это обычно бывает, Церковь предлагает нам услышать евангельский отрывок, чтобы наставить нас на путь истинный. Само слово Божие оказывает благотворное влияние на человека, для души это крайне важно,

Сегодня вы слышали отрывок из Евангелия от Луки, в котором Христос рассказывает историю о человеке, который был богат и проводил свою жизнь в пиршествах, ел, пил, веселился, жил в свое удовольствие. И рядом с его домом находился бедный Лазарь, который переносил свою бедность и страдания с глубоким смирением. Умирает Лазарь, который многое в своей жизни перетерпел, и по Божьему Промыслу он оказывается на лоне Авраама, это образ Рая или Царствия Небесного. Сюда попадает Лазарь не потому, что был беден, – бедность не порок, но и не добродетель. Если бедный человек зол, завистлив, если в своем сердце носит всякие тяжелые помыслы, такой человек, как бы он ни страдал в этой жизни, скорее всего, Царствия Божьего не наследует. Но Лазарь не роптал на свою жизнь, ничего не требовал, а только молился Богу. Именно поэтому Господь спасает его, и он оказывается в райском месте. Умирает и богач, но его ждет совсем иная участь, и не потому, что он был богат, а потому что был скуп и не замечал страданий бедного человека. Он не понимал, что богатством, которое было ему дано, нельзя было бездумно и безраздельно пользоваться и жить только в свое удовольствие, поэтому он и оказывается в адской бездне.

В этой притче мы часто видим себя на месте Лазаря, который страдал на земле, и теперь Господь все дал ему в Царствие Небесном. Но было бы правильным задуматься о том, что мы можем оказаться и на месте богача. Каждый из нас в жизни что-то имеет, и мы должны свое материальное благополучие, способности, добродетели использовать для своего спасения. У каждого есть что-то, чем он может поделиться, не только деньги, но доброе слово, какие-то возможности.

Кто-то из святых сказал, что христианин должен чаще задумываться о том, не что он может взять у Бога, но что может Богу принести. В этой притче, как и в других евангельских историях, мы должны видеть самих себя. Лазарь ведь ничего не просил у Бога, он питался крошками, которые падали со стола богача. Когда мы молимся, обращаемся к Богу, выполняем свои повседневные послушания, с нашего стола тоже часто падают крошки в прямом и переносном смысле слова. Мы можем этими крохами поделиться с людьми.

Мы все очень разные, один стар, другой молод, один человек глубокий, настроенный философски, другой прост, он видит вещи, доступные только его глазам. Поэтому мир люди воспринимают по-разному. Слово Божие, заповеди его входят в человека настолько, насколько он может их принять. Поэтому Господь предлагает нам притчи, чтобы каждый мог понять то, что близко его сердцу.

Если вспомнить притчу о блудном сыне, то люди верующие чаще всего ставят себя на его место. Ты ушёл от Бога, удалился от Него, потом одумался, вернулся, принес покаяние. Но Евангелие всегда шире рассказанной в нем истории. Если блудный сын – это кающейся грешник, получающий прощение, то Отец – это человек, умеющий прощать. Это более трудно, но и более возвышенно и благодатно.

В притче о виноградарях мы видим людей, которые не принесли плода, мы видим себя. Но не задумываемся о том, кто же насадил виноград? Кто создавал все на земле, а это Господь. Часто Бог ждет от нас большего, чем только покаяния в грехах.

Покидая сегодня храм, послушав пение нашего хора, причастившись Святых Христовых Тайн, пообщавшись друг с другом, утешившись, мы испытываем радость, духовный подъем. И вот, выйдя за порог храма, мы можем встретить людей, которые ждут от нас милостыню. Мы можем поделиться с ними своей любовью, своей верой.

Сам Господь говорит: «Вы малое стадо». Христианское сообщество не может быть большим. Добродетельной жизнью жить гораздо труднее, чем совершать грехи. Христос называет верующих людей солью земли, но часто мы теряем эту соленость, мы не свидетельствуем своими словами, поступками, что есть Бог.

Мы обладаем огромным даром, Сам Господь дарует нам Себя. Бог отдает Себя в жертву, чтобы человек мог обожиться, и, если мы принимаем в себя Христа, значит, мы принимаем Его любовь, Его святость. Мы должны хранить это в себе и делиться с людьми. Богач ведь пострадал, потому что был равнодушен к ближнему, думал только о себе. Я желаю, чтобы мы все трудились над собой, были открытыми, великодушными, сердечными и не боялись делиться радостью с теми, кто рядом. Желаю всем вам всего самого доброго. Храни вас Бог!

 

Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери г. Чистополя