Проповедь епископа Пахомия в праздник Преображения Господня с. Биляр-Озеро
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершаем великое торжество – Преображение Господне. Тогда, две тысячи лет назад, Христос, направляясь в Иерусалим, понимая, что Ему придется взойти на Крест, пройти путем страданий и мучений и спасти человеческий род, вспоминает о своих учениках и апостолах. Ибо истинный учитель, настоящий отец – это всегда человек, который думает прежде всего не о себе, а о своих детях, учениках.
Христос знает, что апостолы искренние, хорошие, добрые люди, но у них есть свои недостатки, немощи, многого они еще не понимают – они просто люди. Христос знает и то, что когда Он будет всеми предан и взойдет на Крест, когда люди увидят Его страдания, боль, когда Он будет оплеван и всеми оставлен, апостолы засомневаются. И мы знаем, что так и случилось. В Гефсиманском саду Он остался один, и на Голгофу шел один, всего несколько женщин были рядом с Ним.
Так вот Христос, зная, что Его ученики пока еще только новоначальные, они только начинают разбираться в духовной жизни, им предстоит еще многое узнать и понять, решает их укрепить и возводит на гору Фавор, где и преображается перед Своими учениками – Петром, Иаковым и братом его Иоанном. Это верные, любимые Его ученики, с которыми Христос делился самыми сокровенными чувствами и переживаниями.
И вот, как это уже не раз было, ученики показывают свою косность, леность, своё человеческое естество – они засыпают. И когда просыпаются, видят Христа Преображенного. Рядом с Ним два древних праведника, два пророка – Илия и Моисей. Они беседуют со Христом, а лицо Его просветилось так, как не может быть на земле. Евангелист говорит, что Его одежды стали такими белыми, такими сияющими, как ни один белильщик на земле не может выбелить. Петр, придя немного в себя, говорит Иисусу: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4). Апостолы сердцем чувствуют, что здесь хорошо, они ощущают какую-то духовную радость, духовный восторг. Христос их не просто удивляет, Он открывает им Своё Божественное естество.
Главный догмат Христовой Церкви говорит о том, что мы верим в Бога Троицу, а во Христе, Сыне Божием, мы исповедуем две природы –Божественную и человеческую. Апостолам человеческая природа Христа была понятна и близка, они с Ним общались, слушали Его проповеди, а вот Божественная природа пока не была им понятна. Христос открывает им, что Он истинный Бог.
Явление преображенного Христа человеку, еще не измененному, не спасенному – это не просто милость Божия, но и указание на то, что Господь думает о нас. Он преображается не просто Сам, но преображает все человеческое естество. Он говорит о том, что человеческая плоть – это творение Божие, это не просто бренное тело, нет. Христос любит человека и показывает нам, что человек достоин большего, он достоин Неба.
В XIV веке византийскими богословами, особенно святителем Григорием Паломой, память которого мы совершаем Великим постом, было разработано целое богословское учение о Фаворском свете, в котором говорится о том, что этот нетварный свет и есть Само Божество.
Каждый из нас в свое время, в детстве, юности, а возможно, в старости пришел к Богу, ощутил особую Божественную благодать. Если бы этого не случилось, то вы бы сейчас в храме не стояли. И вот каждый человек, каждый из нас, рано или поздно ощутив Бога, прикоснувшись к Божественному началу, должен измениться. Мы знаем, что апостолы, несмотря на преображение, все равно остались людьми, они испугались, предали Христа, потом, конечно, опомнились, покаялись, вернулись, кроме Иуды. Однако, если бы не было Преображения, если бы Христос не явил Своё Божество, возможно, апостолы отошли бы от Него намного раньше. Возможно, смерть Христа окончательно выбила бы их из колеи, и они не смогли бы уже измениться и стать теми, кто возвещал Евангелие, кто научил всю Вселенную.
Сегодня мы совершаем престольный праздник в этом старинном храме с богатой историей, который и закрывался, и восстанавливался из пепла. И сегодня под его сводами мы совершаем Божественную Евхаристию, причащаемся Святых Христовых Тайн и преображаемся вместе с нашим Христом. Я хочу поздравить вас с этим прекрасным праздником, пожелать вам преображенности, чтобы мы чаще смотрели не в землю, а на Небо, чтобы стремились ко Христу. Чтобы люди, смотря на нас, на наши поступки, наши дела, тоже преображались рядом с нами.
Мы часто задаемся вопросом: «Почему многие люди далеки от Бога, идут мимо храма, почему так много зла?» Причин много, но, мне кажется, одна из них – наше с вами несовершенство. Мы, христиане, просвещенные верой, преображенные, не можем показать свою любовь, доброту, открыть людям свое сердце. Мы чаще обращаем внимание на правила, на порядок, на те или иные предписания, а Богу нужно наше сердце. Когда наше сердце горит верой, тогда и весь наш внешний вид свидетельствует о любви и благодати.
Я призываю вас всех чаще улыбаться, радоваться, чаще говорить о том великом утешении, которое мы чувствуем, о котором знаем. Мы будем этими переживаниями делиться с нашими близкими, с детьми, внуками. Я верю, они рано или поздно, подобно апостолам, в самых трудных жизненных испытаниях, в болезнях, искушениях вспомнят о храме, мимо которого прошли или когда-то были в нем, и это направит их к Богу, они сумеют к Нему прийти.
Праздник Преображения мы любим еще и потому, что в этот день освящаем плоды. Начаток урожая, самое лучшее, что выращено, люди приносят в храм, жертвуют Богу. Отдать неимущим, ближнему, это значит, отдать Самому Богу. Это древняя христианская традиция, даже у язычников существовало нечто подобное. Как бы мы ни трудились, как бы ни работали, но если Господь не пошлет тепла и дождя, ни хлеб, ни виноград, никакие плоды – ничего не вырастет. Поэтому нужно благодарить Бога, жертвовать Христу и говорить: «Господи, Ты мне дал все, возьми хотя бы часть того, что Ты мне дал». Благодарное сердце – это сердце счастливого человека.
Я желаю вам этой благодарности, этого счастья и сердечно поздравляю вас с престольным праздником. Знаю, что сегодня в храме стоят не только жители села, но и приезжие из других районов и даже из Самарской области. Благодарю настоятеля отца Сергия за многолетнее служение в этом храме. Плод труда настоятеля – благолепие храма, а самое гласное – людские сердца, обращенные к Богу. Дай вам Бог сил нести послушание, просвещать людей, трудиться Христа ради, и пусть Господь укрепляет Вас на этом трудном, но благодатном пути.
Я хочу в честь нашей первой архиерейской соборной службы в этом храме преподнести подарок – покров и покровцы, нужные для совершения Божественной Евхаристии. Во время службы ими покрывают Чашу и дискос.
Пусть храм развивается, пусть вера и молитва здесь крепнут и множатся. С праздником, дорогие братья и сестры!