Чистопольская епархия
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Слово архипастыря

Проповедь в канун Недели о блудном сыне

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Приближается Великий пост, всего две недели разделяют нас с этим изумительным шествием ко Христу, путем спасения, покаяния. Пост – это время, когда каждый из нас будет глубоко и искренне всматриваться в свое сердце и, находя там недостатки и немощи, стараться приносить Богу покаяние. Вся жизнь христианина должна быть покаянием, однако, зная нашу склонность ко греху, Церковь предлагает посвятить ему особое время – десятину года, десятину жизни.

Трудно сразу вступить на это поприще и потому Церковь готовит к нему заранее. Как родитель берет своего ребенка за руку и ведет к нужной цели, так и Церковь направляет нас на этот путь спасения.

Сегодня, в канун Недели о блудном сыне, мы впервые слышим 136 псалом «На реках Вавилонских». Он повествует о том, как евреи, оказавшись в рабстве, сидят на реках Тигре и Ефрате, куда переселил их царь Навуходоносор. Это была распространенная практика – завоеванный народ, склонный к бунту, переселяли в другую землю. Чтобы порабощенные люди потеряли свою силу, ведь человек внутреннюю энергию черпает из своих корней. Евреи плакали о Родине, только вдали от нее они поняли, что потеряли. Только там они вспомнили, что являются детьми истинного Бога, и каялись в своих грехах.

История Ветхого Завета символична, иносказательна. Каждый из нас порой ощущает себя вдали от Бога. Ибо если мы удаляемся от истинной веры, забываем своего Творца, кто мы такие? Конечно, странники, подобно евреям, приходящим в себя лишь на чужбине. Церковь предлагает нам услышать этот псалом, чтобы размягчить наши сердца. Ведь каждый хотя бы раз в жизни, оказавшись далеко от дома, ощущал, что такое ностальгия, боль по своей семье, по своим близким.

Мы знаем, что со временем евреи вернулись на Святую землю и вновь построили Храм. Взирая на эту историю, мы должны задумываться о том, что и нам нужно возвращаться на свою духовную Родину – ко Христу. Обретать через молитву и покаяние спокойствие и душевный мир.

Однажды и наш народ испытал те чувства, о которых поется в псалме. После революционных событий 1917 года многие наши соотечественники оказались в эмиграции, вдалеке от своей Родины. И там, вдали от родимого края, они испытали те же чувства, что и евреи в вавилонском плену.

Во время моего служения в Свято-Троицком соборе Саратова Господь судил мне общаться с прекрасным священником и замечательным человеком протоиереем Евгением Ланским. За свою долгую жизнь он пережил очень и очень многое. И во время пения 136 псалма он всегда горько плакал.

Его детство прошло в Харбине, в среде русской эмиграции. До революции множество русских людей служили там на строительстве железной дороги. Во время революции они отказались отрезанными от своей Родины, которую горячо любили, а когда в Харбин зашли советские войска многие вернулись. Но большинство из них оказались в местах не столь отдаленных – многих посадили, расстреляли. Эта же участь постигла и родителей отца Евгения, позже от голода и лишений умерла его младшая сестра.

Так вот батюшка рассказывал – когда в Харбине собирались русские люди и запевали 136 псалом – а тогда многие песнопения пели всем приходом, всей общиной – все вставали на колени и к концу псалма рыдали навзрыд. Это был псалом русской эмиграции, хорошо понимавшей всю тяжесть лишения Родины.

Мы живем в другое время, при других обстоятельствах, хотя и не застрахованы от лишений, испытаний. Но в духовном смысле мы очень далеко от Бога. И если мы не плачем об этом, это свидетельствует лишь об окаменении наших сердец. Будем же возвращаться к Богу и отдавать Ему свои сердца. По крайней мере, Великим постом. Аминь.

 

Свято-Никольский кафедральный собор г. Чистополя

Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий